МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_02-ИТСЗН-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 47
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 47 47 47 47
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Философия социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний о философии социальной работы, на разных уровнях её развития и становления, в контексте эпистемологии социальной работы, в контексте духовных конгитивных практик

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.философские предпосылки становления и развития социальной работы; роль когнитивных духовных практик в станолении практики помощи в социальной работе; нравственно гуманитсическую сущность социальной работы; ценностную роль социальной работы для общества, её влиние на развитие мировозррения населения и его личностное и общественное благополучие
3.2.Уметь:
3.2.1.охарактеризовать значение философии для осмысления становления социальной работы;
выделить современные ценностные ориентиры социальной работы, нравственно-гуманистическую сущность социальной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа влияния социальной работы на культуру социальную, духовную и т.д., а также навык анализа влияния духовных практик на развитие профессиональной социальной помощи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия как основа социальной работы
1.1. Философия как мировоззренческая основа социальной работы Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Философия как мировоззренческая основа социальной работы Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Философия как мировоззренческая основа социальной работы Сам. работа 2 8 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Социальная работа как когнитивный комплекс духовных помогающих практик Лекции 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Социальная работа как когнитивный комплекс духовных помогающих практик Практические 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Социальная работа как когнитивный комплекс духовных помогающих практик Сам. работа 2 8 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Философия предметного языка социальной работы Лекции 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Философия предметного языка социальной работы Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Философия предметного языка социальной работы Сам. работа 2 7 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Социальная работа как общественный феномем, профессиональная деятельность социальной работы
2.1. Социальная работа как общественный феномен Лекции 2 2 УК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.2. Социальная работа как общественный феномен Практические 2 4 УК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.3. Социальная работа как общественный феномен Сам. работа 2 6 УК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.4. Нравственно-гуманистическая сущность социальной работы Лекции 2 2 УК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.5. Нравственно-гуманистическая сущность социальной работы Практические 2 2 УК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.6. Нравственно-гуманистическая сущность социальной работы Сам. работа 2 8 УК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.7. Профессиональная деятельность: философия деятельности социальной работы, функции социальной работы Лекции 2 2 УК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.8. Профессиональная деятельность: философия деятельности социальной работы, функции социальной работы Практические 2 4 УК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.9. Профессиональная деятельность: философия деятельности социальной работы, функции социальной работы Сам. работа 2 10 УК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Значение философии для мировоззренческой основы социальной работы
2. Значение философских знаний для социального работника
3. Философский контекст социальной работы.
4. Факторы, которые влияют на формирование мировоззрения.
5. Влияние на жизненные ориентиры и установки специалиста специализации мировоззрения
6. Опишите роль мировоззренческой культуры в формировании специалиста социальной работы.
7. Идеологические доктрины, что привнесли в теорию и практику социальной работы
8. Осуществите сравнительный анализ влияния идеологических доктрин философии социальной работы
9. Роль философских знаний в решении методологических проблем социальной работы.
10. Методологический эклектизм в социальной работе: сущность, факторы
11. Трансформация эмпирических оснований теоретических представлений о социальной работе как о профессиональной деятельности
12. Когнитивный комплекс: сущность, трансформация соотношение с развитием социальной работы
13. Социально-исторические факторы, определившие специфику, направленность и идеологию профессиональной практики помощи.
14. Актуальность формирования предметного языка для теории социальной работы.
15. Факторы, которые влияют на формирование предметного языка теории социальной работы.
16. Выделите закономерности развития исторического предметного языка основных исторических этапов помощи и взаимопомощи в России
17. . Опишите причины смещения в российской модели социальной работы акцентов с принципов «социальной защиты» к принципам «социальной поддержки»
18. Как изменяется понятийное поле социальной работы в связи переходом российской модели социальной с принципов «социальной защиты» к принципам «социальной поддержки»
19. Эволюцию концепта «добродетель» в истории обществен- ной мысли
20. Как теоретико-прикладное обоснование проблем бедности повлияло на формирование моделей социальной политики?
21. Суть гуманизма как формы жизненной практики
22. Идеи гуманизма в теории и практики социальной работы
23. Охарактеризуйте суть проблемы профессиональной идентичности социального работника
24. Социальная работа как общественный феномен
25. Культурные составляющие помощи социальной работы в России
26. Культурные составляющие помощи социальной работы в зарубежом
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л1.2 Фирсов М.В., ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4-е изд., пер. и доп. : М. : Издательство Юрайт, 2019., biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под науч. ред. Купцова В.И. Философия и методология науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C.
Л2.2 Медведева Г. П ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: М. : Издательство Юрайт, 2018, biblio-online.ru
Л2.3 Чигаева В.Ю. Современные теории социального благополучия: Кемеровский государственный университет, 2014, biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в системе Moodle "Философия социальной работы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.