МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология и педагогика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Петухова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология и педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015 г. № 1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат психологических наук, доцент Волкова Т.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат психологических наук, доцент Волкова Т.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать систему психолого-педагогических знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Сформировать у студентов представление о предмете, методах и задачах психологии и педагогики, основных категориях, месте среди других наук о человеке. Сформировать представление об основных теоретических направлениях психологии познакомить с закономерностями психической деятельности отдельного человека и группы людей, методах изучения личности и социальной общности. Познакомить с формами, средствами и методами педагогической деятельности; выработать элементарные навыки педагогической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных теоретических направлениях психологии;
- о закономерностях психической деятельности отдельного человека и группы людей;
- методах изучения личности и социальной общности;
- основные принципы периодизации психологии;
- ключевые характеристики человека как субъекта познания и деятельности.
-особенности психологических концепций ведущих отечественных и зарубежных психологов и научных школ
- формах, средствах и методах педагогической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.-выявлять, анализировать и интерпретировать источники по психологии и педагогике;
-свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах психологии и педагогики;
- излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументированно отстаиватьсвою точку зрения в дискуссии;
- организовывать свою самостоятельную работу, повышать внутреннюю мотивацию к обучению;
- применять методы организации учебной, исследовательской или проектной деятельности при обучении предмету;
- конструктивно решать основные педагогические проблемы, применять на практике технологии и методики преподавания в современной школе;
- организовывать учебную, исследовательскую и проектную деятельность учащихся, принимать грамотные решения в возникающих
- находить решения прикладных вопросов на основе полученных теоретических знаний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть:
- основными теоретическими моделями и понятийным аппаратом современной психологической науки;
- технологиям получения и верификации общепедагогических знаний;
- системой основных психолого-педагогических понятий и профес¬сиональной логикой их употребления;
- формами, средствами и методами педагогической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
1.1. Психология как наука и как практическая деятельность Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Природа души. Метод интроспекции. Лекции 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. История научной психологии; основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии. Становление предмета психологии в историческом аспекте. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку. Практические 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Выделение психологии в самостоятельную науку – первые программы психологии. Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии на рубеже ХIХ-ХХ веков. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Подготовка докладов по темам: Идеалистические концепции души в учениях античных философов Сократа, Платона, Аристотеля. Психологические идеи поздней античности. Научные и философские идеи периода Возрождения. Выделение сознания как критерия психики, психологические идеи Р.Декарта и Б. Спинозы. Становление и развитие эмпирической психологии в философских учениях ХVП-ХVШ вв. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии ХIХ веке. Психологические идеи в немецкой классической философии (конец ХVШ - начало ХIХ вв.). Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм.
2.1. Индивид и индивидуальность. Личность: ее структура и проявления. Современные теории личности. Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Личность как субъект сознания и самосознания. Ценностно-смысловая сфера личности. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Практические 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. На самостоятельное изучение: Онтогенетическое развитие как поэтапная социализация личности: развитие психики по А.Н. Леонтьеву, Э. Эриксону. Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Психика, поведение и деятельность. Характеристика деятельности. Соотношение сознания и бессознательного.
3.1. Основные функции психики. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Структура деятельности. Деятельностная природа личности человека. Понятие ведущей деятельности. Лекции 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Основные психические процессы. Структура сознания. Неосознаваемые процессы. Виды неосознаваемых процессов.Неосознаваемые побудители действий. Надсознательные процессы. Практические 5 4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Проработать темы самостоятельно: Деятельность как предмет исследования и объяснительный принцип (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Периодизация личностного развития на основании ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин).Чтение текста (учебника и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Познавательнын процессы. Ощущения. Восприятие. Внимание. Память. Мышление и интеллект. Речь.
4.1. Ощущения: виды ощущений, свойства ощущений. Восприятие: формы, свойства; ошибки и виды восприятия. Внимание: виды и свойства внимания. Память: виды памяти. Основные характеристики, процессы и механизмы памяти. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. Мышление: стадии развития мышления. Логика и эмоции в процессе мышления: логические операции, формы логического мышления. Интеллект: природа интеллекта. Основные качества интеллекта. Творчество и творческое мышление. Воображение: виды воображения. Связь воображения и творческого мышления. Функции воображения Лекции 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Проработать темы самостоятельно: Классификация ощущений по И. Шеррингтону. Многофакторная модель интеллекта Л. Терстоуна. Структурная модель интеллекта Дж. Гилфорда. Чтение текста (учебника и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Общение и речевая деятельность. Регуляторные психические процессы.
5.1. Психология речи. Общая характеристика речи. Функции речи. Компоненты содержания речи. Психология речевого высказывания. Основные виды речи и психология ее понимания. Регуляторные психические процессы: эмоции, воля. Общая характеристика эмоций. Виды эмоций. Понятие об эмоциональном стрессе и фрустрации. Теории эмоций. Понятие о воле. Волевые качества личности. Теории воли. Структура волевого действия. Развитие воли у человека. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Чтение текста (учебника и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Личность как предмет психологического познания. Психология личности.
6.1. Мотив и мотивация. Потребности. Основные характеристики потребностей. Темперамент и его свойства. Характер и личность: сходство и различие. Типология характеров. Акцентуация характера. Способности. Личность как субъект сознания и самосознания. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Лекции 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.2. Темы для самостоятельного изучения: Виды потребностей по А. Маслоу. Теория потребностей по Л.С. Выготскому. Схема типов нервной деятельности по И.П. Павлову. Характеристика типов темперамента по Г. Айзенку. Типы темперамента по Э. Кречмеру, У. Шелдону. Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики.
7.1. Основы педагогики. Образование как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков. Задачи курса. Его роль и место среди других наук. Структура и функции педагогической науки. Лекции 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.2. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.3. Предмет исследования педагогики. Периодизация этапов становления и развития образования. Методы педагогики. Общенаучное понятие метода. Сущность педагогических методов. Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.4. Чтение текста (учебника и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. Образование как общечеловеческая ценность
8.1. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Условия развития системы образования. Система образования на современном этапе. Принципы построения системы образования в России. Закон Российской Федерации «Об образовании». Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Государственный образовательный стандарт. Понятие государственного образовательного стандарта. Основы разработки учебно-программной документации. Источники и формы проектирования содержания обучения: профессиограмма, квалификационная характеристика, учебный план, учебная программа. Инновационные образовательные процессы. Модернизация традиционной системы обучения. Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. Педагогический процесс. Общие формы организации учебной деятельности.
9.1. Целостность педагогического процесса. Закономерности и этапы педагогического процесса. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Роль и структура деятельности преподавателя в учебном процессе. Классификация организационных форм обучения. Основные типы урока. Структура урока. Основные элементы урока. Методические требования к современному уроку. Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
9.2. Фиды и формы аудиторной работы. Лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзаен, факультативные занятия, консультация. Практические 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 10. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Воспитание в педагогическом процессе. Управление образовательными системами
10.1. Классификация методов обучения.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, освоение художественных ценностей. Лекции 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
10.2. Методы контроля и самоконтроля в учебной деятельности. Понятие и классификация средств обучения, методика их использования в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла. Мульти-медиа средства обучения и возможности их использования в учебном процессе. Практические 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
10.3. Теоретические и методические основы воспитания. Сущность воспитания, цели и задачи. Классификация средств и методов воспитания. Методы и формы воспитания. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
10.4. Проработатьтемы самостоятельно: Самовосприятие и самооценка личности. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Чтение текста (учебника и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций. Подготовка к зачету. Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
10.5. Виды и типы коллективных отношений. Педагогическое взаимодействие в процессе воспитательной работы. Критерии развитости воспитательной системы. Практические 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические подходы к пониманию личности в современной зарубежной психологии.
Осмысление и концептуальные модели личности в отечественной психологии.
Определение личностной типологии в концепции К. Юнга.
Социально-психоаналитический подход к пониманию человека в индивидуальной психологии А. Адлера.
Понятие человеческого характера и основ человеческого бытия в концепции Э. Фромма.
Специфика и значение материнской и отцовской любви в становлении личности человека и определении его жизненного сценария.
Способности человека к любви как проявление высших гуманистических начал личности. Факторы развития способности к подлинной любви.
Система ценностных ориентаций как фундаментальная характеристика личности человека. Источники и закономерности формирования ценностей у человека.
Проблемы субъектности, самостоятельности и личностной свободы современного человека. Формы ухода от свободы и поиск зависимостей.
Современные взгляды на проблему аддиктивности (зависимого поведения). Возможности профилактики зависимостей на уровне личности, семьи, общества.
Компьютерная зависимость у детей и взрослых: психологические механизмы и социальные проблемы.
Типология и характеристика человеческих отношений. Динамика человеческих отношений в постиндустриальном мире и мире виртуальных технологий: современное состояние и перспективы.
Современные технологии образования: сильные и слабые стороны. Состояние образовательных технологий в российской действительности.
Основные законы научения и возможности их применения в образовании.
Психологические проблемы учебной успеваемости. Основные факторы успешности-неуспешности обучения. Формирование мотивации учения с прилежанием.
Психологические механизмы развода, как ненормативного кризиса семьи и его последствия для развития детей и формирования их характера. Психологические составляющие «щадящего развода».
Функции семьи и семейного воспитания. Проблема сохранения семьи в современном мире. Социально-психологические подходы к поддержанию и закреплению целостности семейной системы: мировой опыт.
Современные концепции образования. Развитие высшего профессионального образования в России: проблемы, динамика и перспективы.
Педагогическое общение: специфика, формы, технологии. Возможности решения педагогических конфликов.
Поощрение и наказание как психолого-педагогическая проблема. Технологии наказания и поощрения.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Контроль основных понятий
Психология: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души), психика, поведение и деятельность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное в психике человека.
Педагогика: предмет педагогики; цели образования и воспитания; педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение; средства и методы педагогического воздействия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика; межличностные отношения в коллективе; нравственнопсихологический образ педагога; мастерство педагогического общения.

Темы рефератоф.
1. Педагогика как наука о человеке.
2. Законы и закономерности педагогической деятельности.
3. Методы педагогического исследования.
4. Целостный педагогический процесс.
5. Современные педагогические технологии.
6. Методы обучения.
7. Классно-урочная система организации педагогического процесса.
8. Принципы, направления и методы воспитания.
9. Деятельность классного руководителя.
10. Анализ и самоанализ педагогической деятельности.
11. Управление и самоуправление в образовательном учреждении.
Педагогика:
1. Эссе: "Когда педагогика стала наукой, она перестала быть педагогикой".
2. Инструкция для детей 6-10 лет "Один дома", "Один на улице", "Один в общественном транспорте".
3. Методическая разработка познавательной экскурсии или туристического маршрута.

Психология
1. Этапы развития личности в психологии(возрастная периодизация).
2. Воля: ее значение в развитии личности.
3. Проблема взаимосвязи речи и мышления.
4. Эмоции: классификации и проявления.
5. Потребности и мотивы.
6. Психология большой группы.
7. Социально-психологический статус личности в группе и его определение.
8. Интеллект и интеллектуальные способности.
9. Понятие о психической норме и патологии.
10. Акцентуации характера.
11. Конфликты в группе: формы проявления.

Практические задания:
1. Составление планов-конспектов уроков и внеклассных мероприятий.
2. Составление инструкций для детей 6-10 лет "Один дома", "Один на улице", "Один в общественном транспорте".
3. Подготовка анализа видеоурока.
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту [Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины].
Используемые формы текущего контроля: решение педагогических задач, заполнение таблиц, схем, написание эссе, подготовка рефератов, работа с документами, подготовка конспектов уроков, подготовка конспектов воспитательных мероприятий, промежуточное тестирование.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П.С. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/EBAAFEB8-B671-4BD3-9003-B8E0699425B4
Л1.2 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/book/26543AC2-A871-427D-A13A-6488E9C9A68A
Л1.3 Крысько В. Г. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/89BB1550-AA9D-48CA-B898-95EB9106478B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. П. Блонский Психология и педагогика. : Избранные труды М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83FF933E-326C-49A7-B41A-8F296386A745
Л2.2 Ключко О.И. - отв. ред. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/711A80CA-3E33-4F12-B3B1-DB8587A778A6
Л2.3 Маралов В.Г., Ситаров В.А. ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ НЕНАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A46B84DD-E1EC-4960-93EF-5E29DC870C53
Л2.4 Елисеева Л.Я. ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ : Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C1F818E4-5DDA-4D73-8B73-9A8372AFA24E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Виртуальная библиотека по психологии [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm.
Э2 2. Библиотека по педагогике [Электрон.ресурс].-Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/index.shtml
Э3 3. Коллекция: история образования [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://museum.edu.ru/
Э4 4. Практическая психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psynet.narod.ru/main.htm
Э5 5. Психея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psycheya.ru
Э6 Курс на едином образовательном портале в Moodl психология и педагогика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6237
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Базы данных:
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

www.voppsy.ru - Сайт журнала «Вопросы психологии», архив публикаций за 1980-1995г., аннотации публикаций до 2005г..


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
бсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.