МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-5-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 96
самостоятельная работа 201
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6
курсовая работа: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 23 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 48 48
Практические 24 24 24 24 48 48
Сам. работа 60 60 141 141 201 201
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 216 216 324 324

Программу составил(и):
канд.искусствовед., доцент, А.Г.Степанская

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Л.И.Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Теория культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., доцент Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., доцент Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Теория культуры» является формирование у студентов представлений о культуре как о многомерном, но целостном феномене, о специфике культурологического анализа процессов и явлений.
В ходе освоения курса решаются задачи:
-представить множественность культурологических систем;
-дать характеристики различных подходов для изучения культуры;
-рассмотреть проблемы методологии культуры в ходе исторического развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-2 способностью применять культуролоическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик;
основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных и социальных задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки в профессиональной деятельности и социальной практике;
анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
способностью понимать, изучать, критически анализировать получаемую информацию по тематике исследования; методами обработки, анализа и синтеза информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Предмет теории культуры, основные категории и понятия. Лекции 6 6 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Сам. работа 6 14 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Культурогенез. Лекции 6 6 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Структура и функции культуры. Практические 6 8 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Культурные аспекты социальной организации. Сам. работа 6 14 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Культура и природа, культура и общество. Практические 6 8 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Культура и природа, культура и общество. Сам. работа 6 13 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Культура и личность; культура и история. Практические 6 8 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Культура и личность; культура и история. Сам. работа 6 12 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.10. Культура и цивилизация. Лекции 6 12 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.11. Культура и цивилизация. Сам. работа 6 7 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.12. Зачет 6 0 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Характеристика направлений, концепций, школ.
2.1. Эволюционистская парадигма. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры. Лекции 7 12 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Эволюционистская парадигма. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры. Сам. работа 7 4 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Концепция культурно-исторических типов. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Концепция культурно-исторических типов. Сам. работа 7 20 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Психологическая парадигма. Функциональная парадигма. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Психологическая парадигма (З. Фрейд, К. Юнг). Функциональная парадигма. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.7. Психологическая парадигма (З. Фрейд, К. Юнг). Функциональная парадигма. Сам. работа 7 17 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.8. Структурно-антропологическая парадигма. Парадигмы понимающей социологии культуры. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.9. Структурно-антропологическая парадигма. Парадигмы понимающей социологии культуры. Сам. работа 7 16 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Современные концепции культуры
3.1. Феноменология. Философская герменевтика. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Феноменология. Философская герменевтика. Сам. работа 7 22 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Философская герменевтика. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Психоанализ. Сам. работа 7 12 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Постмодернистская методология постижения культуры. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Постмодернистская методология постижения культуры. Сам. работа 7 12 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.7. Постмодернистская методология постижения культуры. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.8. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.9. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов. Сам. работа 7 14 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.10. Постструктурализм. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.11. Семиотический подход к изучению и описанию культуры. Диалоговая концепция культуры. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.12. Семиотический подход к изучению и описанию культуры. Диалоговая концепция культуры. Сам. работа 7 24 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.13. Семиотика. Практические 7 8 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.14. Диалоговая концепция культуры. Практические 7 6 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.15. Экзамен 7 27 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитич, Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Садохин, А. П. Культурология. Теория культуры: учебное пособие М.: Юнити-Дана //ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 2.Культуролог. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culturolog.ru/
Э2 3.Санкт-петербургское отделение Российского института культурологии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spbric.org/
Э3 4.Библиотека Гумер - гуманитарные науки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/
Э4 Курс в Moodle "Теория культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
5. Зачет и курсовая
Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ организации учебного процесса; специфики учебной деятельности дисциплин художественного цикла; видов творческой деятельности учащихся на занятиях; форм и методов ведения учебной и внеклассной работы; методов и форм активизации творческого процесса на занятиях; форм и методов коррекции и контроля знаний, умений, навыков учащихся, и т.д.
•Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике. Практические занятия направлены на составление тематических планов учебной работы, планов-конспектов уроков, подготовку необходимой наглядности к уроку, а также проведение фрагментов разработанных занятий.
•Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе.
•Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся. В самостоятельную работу входит разработка внеаудиторных занятий учащихся, разработка разнообразных форм проведения внеклассных занятий, приемов и методов, используемых в обучении и воспитании молодежи.
•Промежуточной аттестацией по дисциплине является зачет.
6. Текущий контроль.
 Включает написание и защиту курсовых работ, что является основанием к допуску на экзамен.