Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Креативный менеджмент: продюсирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | v51_03_01_КМП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | 4 (7) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 23 | 16 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 | 48 | 48 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 | 48 | 48 |
Сам. работа | 60 | 60 | 141 | 141 | 201 | 201 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 216 | 216 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., доцент Л.И. Нехвядович
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Теория культуры» является формирование у студентов представлений о культуре как о многомерном, но целостном феномене, о специфике культурологического анализа процессов и явлений. В ходе освоения курса решаются задачи: -представить множественность культурологических систем; -дать характеристики различных подходов для изучения культуры; -рассмотреть проблемы методологии культуры в ходе исторического развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-2 | способностью применять культуролоическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик; основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных и социальных задач. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки в профессиональной деятельности и социальной практике; анализировать социально-значимые проблемы и процессы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью понимать, изучать, критически анализировать получаемую информацию по тематике исследования; методами обработки, анализа и синтеза информации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | Предмет теории культуры, основные категории и понятия. | Лекции | 6 | 6 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Культурология в системе современного гуманитарного знания. | Сам. работа | 6 | 14 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Структура и функции культуры. Динамика культуры. Культурогенез. | Лекции | 6 | 6 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Структура и функции культуры. | Практические | 6 | 8 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.5. | Культурные аспекты социальной организации. | Сам. работа | 6 | 14 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.6. | Культура и природа, культура и общество. | Практические | 6 | 8 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.7. | Культура и природа, культура и общество. | Сам. работа | 6 | 13 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.8. | Культура и личность; культура и история. | Практические | 6 | 8 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.9. | Культура и личность; культура и история. | Сам. работа | 6 | 12 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.10. | Культура и цивилизация. | Лекции | 6 | 12 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.11. | Культура и цивилизация. | Сам. работа | 6 | 7 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.12. | Зачет | 6 | 0 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
Раздел 2. Характеристика направлений, концепций, школ. | ||||||
2.1. | Эволюционистская парадигма. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры. | Лекции | 7 | 12 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.2. | Эволюционистская парадигма. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры. | Сам. работа | 7 | 4 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Концепция культурно-исторических типов. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.4. | Концепция культурно-исторических типов. | Сам. работа | 7 | 20 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.5. | Психологическая парадигма. Функциональная парадигма. | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.6. | Психологическая парадигма (З. Фрейд, К. Юнг). Функциональная парадигма. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.7. | Психологическая парадигма (З. Фрейд, К. Юнг). Функциональная парадигма. | Сам. работа | 7 | 17 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.8. | Структурно-антропологическая парадигма. Парадигмы понимающей социологии культуры. | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.9. | Структурно-антропологическая парадигма. Парадигмы понимающей социологии культуры. | Сам. работа | 7 | 16 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 3. Современные концепции культуры | ||||||
3.1. | Феноменология. Философская герменевтика. | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.2. | Феноменология. Философская герменевтика. | Сам. работа | 7 | 22 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.3. | Философская герменевтика. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.4. | Психоанализ. | Сам. работа | 7 | 12 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.5. | Постмодернистская методология постижения культуры. | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.6. | Постмодернистская методология постижения культуры. | Сам. работа | 7 | 12 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.7. | Постмодернистская методология постижения культуры. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.8. | Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов. | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.9. | Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов. | Сам. работа | 7 | 14 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.10. | Постструктурализм. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.11. | Семиотический подход к изучению и описанию культуры. Диалоговая концепция культуры. | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.12. | Семиотический подход к изучению и описанию культуры. Диалоговая концепция культуры. | Сам. работа | 7 | 24 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.13. | Семиотика. | Практические | 7 | 8 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.14. | Диалоговая концепция культуры. | Практические | 7 | 6 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.15. | Экзамен | 7 | 27 | ОК-6, ОПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Никитич, Л. А. | Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник | М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никитич Л. А. | Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин | Культурология: теория культуры : учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Садохин, А. П. | Культурология. Теория культуры: учебное пособие | М.: Юнити-Дана //ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 2.Культуролог. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culturolog.ru/ | |||
Э2 | 3.Санкт-петербургское отделение Российского института культурологии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spbric.org/ | |||
Э3 | 4.Библиотека Гумер - гуманитарные науки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ | |||
Э4 | Курс в Moodle "Теория культуры" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. 5. Зачет и курсовая Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ организации учебного процесса; специфики учебной деятельности дисциплин художественного цикла; видов творческой деятельности учащихся на занятиях; форм и методов ведения учебной и внеклассной работы; методов и форм активизации творческого процесса на занятиях; форм и методов коррекции и контроля знаний, умений, навыков учащихся, и т.д. •Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике. Практические занятия направлены на составление тематических планов учебной работы, планов-конспектов уроков, подготовку необходимой наглядности к уроку, а также проведение фрагментов разработанных занятий. •Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе. •Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся. В самостоятельную работу входит разработка внеаудиторных занятий учащихся, разработка разнообразных форм проведения внеклассных занятий, приемов и методов, используемых в обучении и воспитании молодежи. •Промежуточной аттестацией по дисциплине является зачет. 6. Текущий контроль. Включает написание и защиту курсовых работ, что является основанием к допуску на экзамен. |