Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Креативный менеджмент: продюсирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | v51_03_01_КМП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 20 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Практические | 20 | 20 | 12 | 12 | 32 | 32 |
Сам. работа | 76 | 76 | 57 | 57 | 133 | 133 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна
1.1. | Цель изучения дисциплины – подготовка специалистов, обладающих профессиональными знаниями в области повседневной культуры и владеющих методикой и практическими навыками прикладных и историко-теоретических исследований. Задачи: – охарактеризовать последовательность основных разделов предмета «История повседневности» – научить студентов самостоятельно ориентироваться в потоке историко-теоретической информации, в области элементарных норм концептуального и понятийного аппарата, как современной отечественной, так и зарубежной культурологической и исторической науки – познакомить студентов с теоретическими и методологическими проблемами культуры повседневности; – раскрыть закономерности развития культуры, показать характерные особенности и отличия одной культуры от другой. Последовательное решение этих задач осуществляется путем получения систематических знаний из курса лекций, отражающих проблемы теоретического и практического курса культуры повседневности зарубежных стран и России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОПК-1 | способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России - основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории для формирования патриотизма и гражданской позиции - методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурологии - категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, практик, процессов и критически осмысливать полученные знания |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать и оценивать факторы и механизмы исторических изменений - критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию - применять базовые понятия для построения теоретических моделей в элементарных исследованиях по культурологии - критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - имеет навыки анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества для формирования гражданской позиции - имеет навыки уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России - владеет базовыми понятиями культурологии, навыками работы по изучению основных культурных форм - имеет навыки построения и реализации методологии современной науки о культуре |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие культуры повседневности и его составляющие | ||||||
1.1. | Культура повседневности как научное направление. Методология и методы изучения культуры повседневности | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Механизмы формирования и динамики культуры повседневности | Практические | 7 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Механизмы формирования и динамики культуры повседневности | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры | Практические | 7 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
1.5. | Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
1.6. | Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
1.7. | Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. | Практические | 7 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
1.8. | Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
1.9. | Характеристика основных школ и концепций изучения ментальностей и коллективного поведения в контексте истории культуры повседневности | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
1.10. | Возможности изучения культуры повседневности средствами исторического краеведения и микроистории. | Практические | 7 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. История русской повседневности | ||||||
2.1. | История повседневной культуры Древней Руси | Лекции | 7 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | История повседневной культуры Древней Руси | Практические | 7 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | История повседневной культуры Древней Руси | Сам. работа | 7 | 10 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | История повседневной культуры Средневековой Руси | Практические | 7 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | История повседневной культуры Средневековой Руси | Сам. работа | 7 | 10 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | История русской повседневности XVIII века | Практические | 7 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | История русской повседневности XVIII века | Сам. работа | 7 | 10 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.8. | История русской повседневности XIХ века | Лекции | 7 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.9. | История русской повседневности XIХ века | Практические | 7 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.10. | История русской повседневности XIХ века | Сам. работа | 7 | 10 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.11. | История русской повседневности ХХ века | Лекции | 7 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.12. | История русской повседневности ХХ века | Практические | 7 | 4 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.13. | История русской повседневности ХХ века | Сам. работа | 7 | 10 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Специфика повседневной культуры в локально-историческом контексте | ||||||
3.1. | История первобытной культура | Лекции | 8 | 4 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
3.2. | История первобытной культура | Сам. работа | 8 | 28 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
3.3. | История повседневности Греции и Рима в эпоху античности | Лекции | 8 | 4 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | История повседневности Греции и Рима в эпоху античности | Практические | 8 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | История повседневности Греции и Рима в эпоху античности | Сам. работа | 8 | 29 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | История культуры повседневности Древнего Востока: культура Древней Месопотамии и культура Древнего Египта | Практические | 8 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
3.7. | История культуры повседневности Древнего Востока: культура Древней Месопотамии и культура Древнего Египта | Лекции | 8 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
3.8. | История повседневной культура и быт европейских народов в эпоху Возрождения | Практические | 8 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.9. | История культуры повседневности Европейского средневековья | Лекции | 8 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
3.10. | История культуры и быта населения Западной и Центральной Европы в Новое и Новейшее время (конец ХVШ–ХХ вв.) | Практические | 8 | 4 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
3.11. | Соотношение и взаимодействие культуры повседневности с народной и массовой культурой. | Практические | 8 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
3.12. | Экзамен | 8 | 27 | ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
СМ. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Предусмотрены письменные работы по темам: Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Большакова В.Г. | История культуры повседневности: Учебное пособие | М.: Проспект // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2016 г. | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Козьякова М.И. | История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от Античности до ХХ века: Учебное пособие | М.: Согласие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. | biblioclub.ru |
Л2.2 | Скопинцева Т.Ю. | Теория и история культуры повседневности России: Учебное пособие | Оренбург: Оренбургский государственный университет// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. | biblioclub.ru |
Л2.3 | Лушникова А.В. | История материальной культуры: учебное пособие, Ч. 1: Учебное пособие | Челябинск: ЧГАКИ, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Забылин М.М. | Старинный быт: сторительство и убранство дома, быт, костюм, травник, русский стол, музыка.: | М.: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | сост. И. В. Шестакова | Типология культуры: метод. указания для студентов фак. искусств/ АлтГУ, Каф. теории искусства и культурологии, Фак. искусств; [сост. И. В. Шестакова].- : метод. указания для студентов фак. искусств | Барнаул : Изд-во АлтГУ, , 2009. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Культура повседневности | lomonosov-fund.ru | ||
Э2 | Культура повседневности | megaobuchalka.ru | ||
Э3 | Лекции по истории культуры повседневности | www.twirpx.com | ||
Э4 | Культура и традиции | www.vtourisme.com | ||
Э5 | Курс в Moodle "История повседневности" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
См. Приложение |