МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История повседневности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-5-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 133
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 20 20 12 12 32 32
Сам. работа 76 76 57 57 133 133
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Степанская Алла Георгиевна

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева Ирина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
История повседневности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – подготовка специалистов, обладающих профессиональными знаниями в области повседневной культуры и владеющих методикой и практическими навыками прикладных и историко-теоретических исследований.
Задачи:
– охарактеризовать последовательность основных разделов предмета «История повседневности»
– научить студентов самостоятельно ориентироваться в потоке историко-теоретической информации, в области элементарных норм концептуального и понятийного аппарата, как современной отечественной, так и зарубежной культурологической и исторической науки
– познакомить студентов с теоретическими и методологическими проблемами культуры повседневности;
– раскрыть закономерности развития культуры, показать характерные особенности и отличия одной культуры от другой.
Последовательное решение этих задач осуществляется путем получения систематических знаний из курса лекций, отражающих проблемы теоретического и практического курса культуры повседневности зарубежных стран и России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-1 способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России
- основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории для формирования патриотизма и гражданской позиции
- методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурологии
- категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, практик, процессов и критически осмысливать полученные знания
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать и оценивать факторы и механизмы исторических изменений
- критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию
- применять базовые понятия для построения теоретических моделей в элементарных исследованиях по культурологии
- критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- имеет навыки анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества для формирования гражданской позиции
- имеет навыки уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России
- владеет базовыми понятиями культурологии, навыками работы по изучению основных культурных форм
- имеет навыки построения и реализации методологии современной науки о культуре

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие культуры повседневности и его составляющие
1.1. Культура повседневности как научное направление. Методология и методы изучения культуры повседневности Лекции 7 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.2. Механизмы формирования и динамики культуры повседневности Практические 7 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Механизмы формирования и динамики культуры повседневности Сам. работа 7 8 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры Практические 7 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.5. Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности Сам. работа 7 10 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.6. Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности Лекции 7 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.7. Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. Практические 7 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.8. Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. Сам. работа 7 8 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.9. Характеристика основных школ и концепций изучения ментальностей и коллективного поведения в контексте истории культуры повседневности Лекции 7 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.10. Возможности изучения культуры повседневности средствами исторического краеведения и микроистории. Практические 7 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. История русской повседневности
2.1. История повседневной культуры Древней Руси Лекции 7 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.2. История повседневной культуры Древней Руси Практические 7 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.3. История повседневной культуры Древней Руси Сам. работа 7 10 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.4. История повседневной культуры Средневековой Руси Практические 7 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.5. История повседневной культуры Средневековой Руси Сам. работа 7 10 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.6. История русской повседневности XVIII века Практические 7 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.7. История русской повседневности XVIII века Сам. работа 7 10 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. История русской повседневности XIХ века Лекции 7 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.9. История русской повседневности XIХ века Практические 7 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.10. История русской повседневности XIХ века Сам. работа 7 10 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.11. История русской повседневности ХХ века Лекции 7 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.12. История русской повседневности ХХ века Практические 7 4 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.13. История русской повседневности ХХ века Сам. работа 7 10 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Специфика повседневной культуры в локально-историческом контексте
3.1. История первобытной культура Лекции 8 4 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.2. История первобытной культура Сам. работа 8 28 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.3. История повседневности Греции и Рима в эпоху античности Лекции 8 4 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. История повседневности Греции и Рима в эпоху античности Практические 8 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. История повседневности Греции и Рима в эпоху античности Сам. работа 8 29 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. История культуры повседневности Древнего Востока: культура Древней Месопотамии и культура Древнего Египта Практические 8 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.7. История культуры повседневности Древнего Востока: культура Древней Месопотамии и культура Древнего Египта Лекции 8 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.8. История повседневной культура и быт европейских народов в эпоху Возрождения Практические 8 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.9. История культуры повседневности Европейского средневековья Лекции 8 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.10. История культуры и быта населения Западной и Центральной Европы в Новое и Новейшее время (конец ХVШ–ХХ вв.) Практические 8 4 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.11. Соотношение и взаимодействие культуры повседневности с народной и массовой культурой. Практические 8 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.12. Экзамен 8 27 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены письменные работы по темам:
Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры
Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Большакова В.Г. История культуры повседневности: Учебное пособие М.: Проспект // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2016 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от Античности до ХХ века: Учебное пособие М.: Согласие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.2 Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России: Учебное пособие Оренбург: Оренбургский государственный университет// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.3 Лушникова А.В. История материальной культуры: учебное пособие, Ч. 1: Учебное пособие Челябинск: ЧГАКИ, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Забылин М.М. Старинный быт: сторительство и убранство дома, быт, костюм, травник, русский стол, музыка.: М.: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. И. В. Шестакова Типология культуры: метод. указания для студентов фак. искусств/ АлтГУ, Каф. теории искусства и культурологии, Фак. искусств; [сост. И. В. Шестакова].- : метод. указания для студентов фак. искусств Барнаул : Изд-во АлтГУ, , 2009.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "История повседневности" portal.edu.asu.ru
Э2 Культура и традиции www.vtourisme.com
Э3 Лекции по истории культуры повседневности www.twirpx.com
Э4 Культура повседневности megaobuchalka.ru
Э5 Культура повседневности lomonosov-fund.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение