Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | приобретение знаний об основных проективных методиках, используемых в научной и практической работе психолога; приобретение умений по оценке личностных особенностей субъекта с учетом возраста проективными средствами; научиться определять уровень развития познавательной сферы личности; приобрести умения диагностики психомоторики; научиться определять эмоциональные состояния личности в диагностическом проективном материале. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-8 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-36 | способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты |
ПСК-4.2 | способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Перечислить основные периоды возрастного развития определяемого умениями графологической деятельности субъекта; Описать качественное содержание стадий развития графологической деятельности субъекта; Рассказать о средствах проективного измерения познавательной сферы личности; Объяснить возможности и ограничения применения проективных инструментов при диагностике эмоциональных состояний субъекта в разных возрастах. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять проективные техники, направленные на оценку личностных особенностей субъекта; Распознавать характеристики стадий развития графологической деятельности субъекта в контексте оценки личностных особенностей; Интерпретировать качественные параметры проективных методик при оценке психомоторики и эмоциональных состояний субъекта; Привести диагностические показатели, позволяющие диагностировать уровень познавательной сферы личности, характеристики психомоторики и признаки эмоциональных состояний. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Предложить проективный инструмент для решения конкретной практической задачи оценки личностных особенностей субъекта в контексте определенного возрастного периода; Произвести оценку личностных особенностей субъекта в конкретном возрастном периоде при помощи проективных методик; Составить схему проективного диагностического обследования эмоционального состояния субъекта; Определить ценность проективного инструмента при диагностике познавательной сферы, психомоторики и эмоциональных состояний субъекта в конкретном возрастном периоде. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История изучения проективных методов в психологии | ||||||
1.1. | Историко-психологический аспект изучения проективных методов | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Проективные методики как психометрические и клинические инструменты | Практические | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Подходы понимания проективного механизма | Практические | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Теоретико-методологические основания проективного метода исследования | ||||||
2.1. | Основные психологические характеристики проективных средств | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Подходы к анализу проективного метода в психологии | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Метод свободных графических ассоциаций в исследовании психических явлений человека | Практические | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | История развития изобразительной деятельности человека | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Анализ условий осуществления проективного метода | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Психодиагностика и коррекция эмоциональных состояний проективными средствами | ||||||
3.1. | Графические показатели эмоциональных состояний личности в рисунке человека | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Оценка графических показателей эмоциональных состояний личности в рисунке человека | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Тест М. Люшера | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Символика цветопредпочтения и формоопределения в конструировании индивидуального пространства личности | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Символика цветопредпочтения и формоопределения в конструировании индивидуального пространства личности | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Специфика форм окружающих человека и формирование смыслового контекста | Практические | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Функциональное и структурное значение цветов в тесте М. Люшера, их группировка и обозначение | Практические | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.8. | Выполнение письменной работы по предложенной теме | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Специфика исследования психических процессов проективными средствами | ||||||
4.1. | Классический метод пиктограммы А.Р. Лурия | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Трансформации метода пиктограммы | Практические | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Модификации теста «Проективный рисунок человека» К. Маховер | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Модификации теста «Проективный рисунок человека» К. Маховер | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Метод графической ассоциации, развиваемый последователями А.Р. Лурия | Практические | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности графическими средствами | ||||||
5.1. | Проективные методы исследования личности | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Основа конструирования методологии при разработке методик графических ассоциаций личности | Практические | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Рисуночный тест Э. Вартегга | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.4. | Формальные критерии оценки и принципы уровневой диагностики, предлагаемые рисуночным тестом Э. Вартегга | Практические | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.5. | Рисуночный тест Э. Вартегга | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.6. | Формальные критерии оценки и принципы уровневой диагностики, предлагаемые рисуночным тестом Э. Вартегга | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.7. | Психографический тест предпочтений ТиГР А.В. Либина и В.В. Либина | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.8. | Психографический тест предпочтений ТиГР А.В. Либина и В.В. Либина | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.9. | Анализ основных детерминант изучения системы «фрустрации-агрессии» | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.10. | Анализ основных детерминант изучения системы «фрустрации-агрессии» | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.11. | Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.12. | Определение и анализ профилей реакции на фрустрацию: принципы работы с таблицами | Практические | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.13. | Проективная методика исследования личности Hand-тест Э. Вагнера (Т.Н. Курбатовой, О.И. Муляр) | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.14. | Выполнение письменной работы по предложенной теме | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примерный перечень вопросов к зачету 1. История развития и особенности появления проективных методов в психологии. 2. Оценка вербальных, изобразительных и экспрессивных проективных методик. 3. Проективные методики как психометрические и клинические инструменты. 4. Психологические характеристики проективных средств. 5. Основные классификации проективных методик. 6. Специфика графического метода, особенности и ограничения применения. 7. Язык «проективного» исследования, диалогическое понимание проекции. 8. Проективный метод: основные подходы к анализу. 9. «Двойной» психологический анализ в психологии. 10. Рисуночный метод и его место среди проективных методов исследования личности. 11. История развития изобразительной деятельности человека. 12. Анализ символического пространства рисунка. 13. Краткий анализ основных направлений применения графических изображений при изучении личности. 14. Тест Макса Люшера: особенности создания теста и методика проведения. 15. Функциональное, структурное значение, группировка и обозначение цветов в тесте Люшера. 16. Модификация теста Люшера – метод цветовых выборов (МЦВ). 17. Символика цвета и формы в конструировании индивидуального пространства личности. 18. Экспериментальные исследования цветовых предпочтений и воздействие цвета на организм человека. 19. Теоретические основы методики пиктограмм (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) 20. Клинико-психологические аспекты применения метода пиктограммы в экспериментальных исследованиях. 21. Специфические «типы переживания» и конструирование «жизненных миров» в концепции Ф.Е. Василюка. 22. Трансформация метода пиктограммы: подход Ф.Е. Василюка, Б.Г. Херсонского. 23. Основная характеристика оценочных категорий Hand-теста Э. Вагнера. 24. Принципы интерпретации и возможности анализа результатов Hand-тест Э. Вагнера. 25. Анализ применения Hand-теста среди правонарушителей, для уточнения различных форм психопатологии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Венгер А.Л., Морозова Е.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Чиркова Ю.В., Колосова Т.А. | ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Проективные методы в психологии | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Практические занятия направлены на развитие самостоятельности студентов, на приобретение и закрепление умений и навыков по дифференциации теоретико-методологических основ конкретных проективных средств, их применения, анализа, интерпретации и составления психологического заключения по полученным результатам. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных в рабочей программе дисциплины источников по исследуемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений, составлять таблицы диагностических признаков, выписывать правила, принципы и последовательность интерпретации, принятые в каждой конкретной методике. На практических занятиях, посвященных анализу методологических проблем проективного метода, предлагается воспользоваться вопросами для самоанализа деятельности студента, чтобы оценить уровень своей подготовленности по теме, разделу. К практическим занятиям по анализу проективных методик – тест М. Люшера, пиктограмма, Hand-тест Э. Вагнера, тест С. Розенцвейга студентам предлагается на занятиях иметь при себе результаты соответствующих методик для последующего формирования навыков анализа, интерпретации и составления заключения по результатам. Практическое занятие по анализу результатов теста М. Люшера предполагает функциональный и структурный анализ результатов. Студентам рекомендуется ознакомиться с предложенной литературой, выписать последовательность анализа цветового ряда, функциональные группы цветов, порядок расчета вегетативного компонента и физиологической нормы. Практическое занятие по рассмотрению метода пиктограммы предполагает ознакомление с различными трактовками современных трансформаций структуры анализа результатов метода. Студентам предполагается ознакомиться с трактовками, выписать значимые для анализа и интерпретации результатов признаки. Составить формализованный набор этапов анализа и интерпретации в каждом варианте трактовки результатов. Практическое занятие по изучению Hand-теста Э. Вагнера предполагает ознакомление с примерами диагностики значимых категорий ответов испытуемого. На занятиях предполагается подробный психологический, подкрепленный своими диагностическими примерами разбор результатов и составление психологического заключения (характеристики) личности. Практическое занятие по анализу результатов теста С. Розенцвейга предполагает ознакомление с вариантами проведения детского и взрослого вариантов методики, а также особенностей интерпретации результатов (анализ образцов, анализ вариантов, анализ стратегий поведения и закономерностей изменения стратегий поведения испытуемого). По результатам анализа каждый студент получает задание для составления индивидуального психологического заключения по результатам детского или взрослого вариантов диагностики. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические указания студентам для подготовки к зачету. Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету). При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |