МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нейропсихология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-3-2020
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 196
самостоятельная работа 119
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19 19 17,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22 22 22 22 22 88 88
Лабораторные 0 0 0 0 20 20 20 20 40 40
Практические 34 34 34 34 0 0 0 0 68 68
Сам. работа 16 16 25 25 39 39 39 39 119 119
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 72 72 108 108 108 108 108 108 396 396

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Нейропсихология

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Нейропсихология» являются изучение основных принципов и механизмов работы мозга при обеспечении протекания высших психических функций человека и психической деятельности субъекта; ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
ПК-4 способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга, методологию нейропсихологии, основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи, методы и методики нейропсихологического обследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга, применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.структурированного знаниия о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга, представления об основных ее проблемах и направлениях развития, методологию нейропсихологического обследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. История развития нейропсихологии как науки. Теория динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия
1.1. Определение нейропсихологии как науки, предмет и объект исследования, концептуально-методологические основы и проблемы Лекции 3 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.2. Локализация высших психических функций в головном мозге. Мозговая основа психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.3. Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия. Отечественная и зарубежная нейропсихология. Практические 3 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.4. Понятие синдромного и факторного анализа в нейропсихологии. Основные нейропсихологические синдромы. Лекции 3 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии головного мозга и межполушарного взаимодействия
2.1. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.2. Межполушарное взаимодействие в моторной сфере, в слуховой и слухоречевой, зрительной и тактильной Практические 3 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Нейропсихология в исследовании психических процессов
3.1. Нейропсихология внимания. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга Лекции 3 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.2. Нейропсихологическая структура памяти. Проблема амнезий Лекции 3 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.3. Нейропсихологический подход к изучению эмоциональных нарушений Лекции 3 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.4. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения внимания при локальных поражениях мозга Практические 3 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.5. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти при локальных поражениях мозга Практические 3 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.6. Вопросы нейропсихологической диагностики нарушения памяти Практические 3 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.7. Решение практических задач Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.8. Вопросы нейропсихологической диагностики нарушения внимания Практические 3 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.9. Вопросы нейропсихологической диагностики нарушения эмоциональных состояний Практические 3 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.10. Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Агнозии: нейропсихологический анализ, основные виды нарушений
4.1. Нейропсихологический анализ основных видов агнозий Лекции 4 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.2. Тактильные агнозии и расстройства чувствительности Лекции 4 8 ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.3. Зрительные и слуховые агнозии Лекции 4 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.4. Сенсорные и гностические расстройства, двигательные расстройства Практические 4 16 ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.5. Предметная, лицевая, оптико-пространственная, буквенная, цветовая, симультанная зрительные агнозии Практические 4 18 ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.6. Решение практических задач Сам. работа 4 25 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Нейропсихология апраксий: виды нарушений
5.1. Нейропсихологический анализ основных видов апраксий Лекции 5 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2
5.2. Нейропсихологические механизмы управления поведением. Произвольность регуляции ВПФ Лекции 5 12 ПК-4 Л1.1, Л1.2
5.3. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий Сам. работа 5 22 ПК-3 Л1.1, Л1.2
5.4. Функции пирамидной, экстрапирамидной системы Сам. работа 5 17 ПК-3 Л1.1, Л1.2
5.5. Решение практических задач Лабораторные 5 20 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Нейропсихология мышления, нарушений речи, анализ афазий
6.1. Нейропсихологическое исследование мышления в норме и патологии Лекции 6 10 ПК-3 Л1.1, Л1.2
6.2. Речь как сложная функциональная система. Нейролингвистический анализ речевых нарушений. Лекции 6 12 ПК-4 Л1.1, Л1.2
6.3. Афазиология. Московская и Санкт-Петербугская школы в изучении феномена речевых нарушений при локальных поражениях ЦНС Лабораторные 6 10 ПК-3 Л1.1, Л1.2
6.4. Виды афазий по А.Р. Лурия Лабораторные 6 10 ПК-3 Л1.1, Л1.2
6.5. Нарушения мышления при поражении височных, затылочно-теменных отделов головного мозга, при поражении премоторных и лобных префронтальных отделов головного мозга Сам. работа 6 14 ПК-3 Л1.1, Л1.2
6.6. Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур. Межполушарные отношения в проявлениях сознания. Сам. работа 6 25 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
6.7. Экзамен Экзамен 4 27
6.8. Экзамен Экзамен 6 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет и задачи нейропсихологии как науки.
2. Нейропсихологический фактор как связующее звено между психическими функциями и работающим мозгом.
3. Основные синдромы нарушений разных психических функций (на примере пяти нейропсихологических факторов, выделенных А.Р. Лурия).
4. Функциональные блоки мозга (А.Р. Лурия).
5. Нейропсихологический анализ внимания: ведущие мозговые структуры.
6. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти при локальных поражениях мозга.
7. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения внимания при локальных поражениях мозга.
8. Анализ нейропсихологической структуры памяти.
9. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.
10. Нейропсихологические нарушения эмоционально-личностной сферы.
11. Понятие функциональной асимметрии полушарий мозга и проблема межполушарного взаимодействия.
12. Нейропсихология нарушений: основные понятия (агнозии, апраксии).
13. Нарушения высшей символической деятельности.
14. Системная динамическая локализация ВПФ как основа нейропсихологического анализа.
15. Синдромный анализ в нейропсихологии: основные принципы.
16. Классификация и основные виды агнозий, мозговая организация зрительного восприятия.
17. Классификация и основные виды апраксий, мозговая организация движений.
18. Модально-неспецифические и специфические факторы.
19. Синдромы поражения лобных долей.
20. Синдромы поражения затылочных областей мозга.
21. Синдромы поражения теменных областей мозга.
22. Синдромы поражения височных областей мозга.
23. Полушарные и общемозговые факторы.
24. Понятие афазии.
25. Методики нейропсихологического исследования речи.
26. Речь и мышление. Патология речи и мышления.
27. Основные виды речи в контексте проблемы афазий.
28. Основные функции речи и их нарушение в контексте проблемы афазий.
29. Элементарные речевые расстройства.
30. Динамическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
31. Афферентная моторная афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
32. Эфферентная моторная афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
33. Сенсорная афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
34. Акустико-мнестическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
35. Семантическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.
36. Амнестическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корсакова Н.К., Московичуте Л.И. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Баулина М.Е. Нейропсихология: учебник ВЛАДОС, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Нейропсихология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.