МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология города

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология города и развитие городской среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СГиРГС-1-2020
Часов по учебному плану 100
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 100 100 100 100

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология города

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
Направление 39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 03.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение магистрантами теоретических знаний о специфике социологического подхода к изучению города, социологических теориях городского развития, типах городов и формировании территориальных общностей, практических навыков социологического анализа, позволяющих фиксировать, изучать и прогнозировать поведение горожан в зависимости от состяния городской среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1 Обосновывает актуальность постановки фундаментальных и прикладных социологических исследований, формулирует цели и задачи социологического исследования
ОПК-2.2 На основе теорий и концепций социологии формулирует задачи и гипотезы для выполнения исследовательских задач при постановке прикладных и фундаментальных социологических исследований
ОПК-2.3 Анализирует и развивает новые методы исследования применительно к задачам социологического исследования
ОПК-2.4 Обосновывает предложения по совершенствованию и разработке методов сбора и анализа социологических данных
ОПК-2.5 Разрабатывает стратегию управления социологическим исследованием
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории и базовые понятия социологии города, позволяющие самостоятельно использовать знания при проведении фундаментальных и прикладных социологических исследованиях и представлении их результатов;
основные этапы и доминирующие закономерности развития социологии города, позволяющие проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно применять знания основных теорий и базовых понятий социологии города, позволяющие проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты;
самостоятельно применять знания об основных этапах и доминирующих закономерностей развития социологии города, позволяющие проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного применения знаний основных теорий и базовых понятий социологии города, позволяющие проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты;
навыками самостоятельного применения знаний об основных этапах и доминирующих закономерностях развития социологии города, позволяющие проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Город как предмет изучения социологии Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.2. Город как предмет изучения социологии Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.3. Город как предмет изучения социологии Сам. работа 1 28 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.4. Социологические концепции города Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.5. Социологические концепции города Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.6. Социологические концепции города Сам. работа 1 28 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.7. Урбанизация как глобальный исторический процесс Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.8. Урбанизация как глобальный исторический процесс Сам. работа 1 30 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.9. Зачет 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Предметная область социологии города
2. Истоки социологии города
3. Вклад отечественных и зарубежных исследователей в развитие социологии города
4. Проблема дефиниции города
5. Город как объект социологического изучения
6. Возможности исследования города на макро- и микросоциологическом уровне
7. Социологические парадигмы конструирования городов
8. Фазовые модели развития городов
9. Социологические концепции структуры города
10.Теория фильтеринга
11.Теория рационального выбора как микросоциологический подход к изучению городов
12.Вклад Г. Зиммеля и Л. Вирта в микросоциологическое изучение города
13.Теории городских субкультур
14.Социологическая критика крупных городов
15.Методологические принципы анализа социальных сетей
16.Теория «фокусов»
17.Теоретические модели трансформации периферийных городских районов Гувера - Вернона и Оттенсманна
18.Инвазия и сукцессия
19.Джентрификация. Формы, агенты и фазы джентрификации
20.Структура городского центра. Причины и следствия его изменений
21.Научные описания процесса сегрегации
22.Научные объяснения процесса сегрегации
23.Микросоциологическая модель сегрегации
24.Урбанизация. Стадии урбанизации
25.Субурбанизация как социальный процесс
26.Формы субурбанизации
27.Проблемы эмпирического исследования региональных различий городов
28.Последствия роста гетерогенности городского населения
29.Теория субкультур Фишера: селективная миграция, критическая масса, межгрупповые конфликты
30.Анализ социальной сети индивида
31.Трансформационные процессы в периферийных городских районах
32.Субурбанизация в Лондоне и Гамбурге
33.Домохозяйства, физическое пространство и сегрегация
34.Социальные индикаторы домашнего хозяйства
35.Особенности процесса урбанизации в СССР и России
36.Взаимодействие этнических мигрантов и местного населения 37.Концепция нового урбанизма. А. Лефевр
38.Разработка фазовой модели развития города в опоре на теорию У. Томаса
39.Практическая применимость моделей городской структуры
40.Предпосылки позитивного экономического и демографического развития современных российских городов

Практические задания
1. . Объясните что такое эффект контекста. Приведите его примеры,
проиллюстрируйте их при помощи схемы.
2. Сформулируйте макросоциологическую гипотезу о городе и попытайтесь определить, какие микросоциологические предположения могут находиться в ее основе.
3. Проанализируйте проблемы застройки исторических мест, городского транспорта, графитти, детских площадок, доступности городской среды для инвалидов, другое…
4. Какие вам известны формы гражданских ассоциаций? Изобразите графически классификацию таких форм и покажите стрелками общие и отличительные их черты, задачи и проблемы..
5. Установите соответствие:
Основные понятия Содержание
1. Городское поселение А. соотношение численности городского и сельского населения
2. Урабнизм Б. населенное место, имеющее определенную (не ниже официального установленного уровня) людность, жители которого выполняют специфические, преимущественно несельскохозяйственные функции
3. Уровень урбанизованности страны В. образ жизни жителей крупных городов
4. Урбанизация Г. процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов
5. Субурбанизация Д. процесс интенсивного роста численности населения и размеров городов

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Кораблевой Г.Б. СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблева Г.Б. - под ред., Меренков А.В. - под ред. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://constitution.garant.ru/
Э2 2. Справочная правовая система «Гарант»
Э3 3. Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Э4 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э5 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э6 Курс в moodle «История права ЗАОЧ» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.