МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная урбанистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология города и развитие городской среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СГиРГС-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 197
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 197 197 197 197
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социальная урбанистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
Направление 39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 03.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение магистрантами теоретических знаний о специфике социологического подхода к изучению города, социологических теориях городского развития, типах городов и формировании территориальных общностей, практических навыков социологического анализа, позволяющих фиксировать, изучать и прогнозировать поведение горожан в зависимости от состяния городской среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2.1 Формулирует на основе поставленной проблемы проектную задачу и способ ее решения через реализацию проектного управления
УК-2.2 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
УК-2.3 Разрабатывает план реализации проекта с учетом возможных рисков реализации и возможностей их устранения, планирует необходимые ресурсы, в том числе с учетом их заменяемости
УК-2.4 Осуществляет мониторинг хода реализации проекта, корректирует отклонения, вносит дополнительные изменения в план реализации проекта, уточняет зоны ответственности участников проекта
УК-2.5 Предлагает процедуры и механизмы оценки качества проекта, инфраструктурные условия для внедрения результатов проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории и базовые понятия социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

основные этапы и доминирующие закономерности развития социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно применять знания основных теорий и базовых понятий социологии города, социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

самостоятельно применять знания об основных этапах и доминирующих закономерностей развития социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного применения знаний основных теорий и базовых понятий социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

навыками самостоятельного применения знаний об основных этапах и доминирующих закономерностях развития социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Системы управления городом Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.2. Системы управления городом Практические 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.3. Системы управления городом Сам. работа 1 65 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.4. Социальная сфера современного города Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.5. Социальная сфера современного города Сам. работа 1 66 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.6. Экономическая структура города Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.7. Экономическая структура города Практические 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.8. Экономическая структура города Сам. работа 1 66 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1
1.9. Экзамен 1 9 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Принципы классификация городов. Классификация городов в РФ.
2. Функции городов.
3. Факторы развития городов в историческом и современном аспектах.
4. Применение инструментов микроэкономики при анализе городского хозяйства.
5. Непроизводственная сфера как социально-экономическая категория. Роль и место непроизводственной сферы в системе общественного разделения труда.
6. Мировые тенденции развития непроизводственной сферы.
7. Торговля как сфера трудовой деятельности. Ее роль в системе общественного разделения труда. Особенности торговой сферы в городах.
8. Бытовое обслуживание населения как отрасль городского хозяйства. Основные проблемы ее развития в городах России.
9. Структура финансовой сферы городского хозяйства. Основные проблемы ее становления и функционирования в России.
10. Непроизводственная сфера как социально-экономическая категория. Роль и место непроизводственной сферы в системе общественного разделения труда.
11. Основные статьи дохода и расхода городского бюджета. Проблема исполнения текущего и принятия будущего бюджета города.
12. Здравоохранение как отрасль социальной сферы городского хозяйства.
13. Экономика медицинского учреждения. Реформы здравоохранения.
14. Система образовательных учреждений: типы и классификация. Проблемы их функционирования в городах современной России.
15. Система учреждений досуга и культуры как отрасли социальной сферы городского хозяйства.
16. Культура как отрасль непроизводственной сферы, ее роль в системе городского хозяйства. Система органов управления городскими учреждениями культуры.
17. Учреждения культуры: виды и типы. Особенности хозяйственного механизма. Проблемы функционирования учреждений культуры в городах. Нормативы расчета потребности и обеспеченности населения учреждениями культуры.
18. Учреждения физической культуры и спорта: их роль в формировании и функционировании социальной сферы городского хозяйства. Типы предприятий физкультуры и спорта, особенности их финансирования и управления.
19. Жилищно-коммунальное хозяйство в России. Проблемы его функционирования и финансирования в условиях рыночной экономики.
20. Понятие кондоминимума. Товарищества собственников жилья в городах России.
21. Коммунальное хозяйство как отрасль городского хозяйства. Понятие и структура коммунальных услуг. Коммунальное хозяйство и инфраструктура.
22. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства: понятие, структура, проблема.
23. Социальная роль жилья в обществе. Жилищная реформа в России.
24. Городской пассажирский транспорт: мировые и отечественные проблемы.
25. Транспортные проблемы мегаполисов и возможные пути их решения.
26. Основные группы факторов, определяющие социальноэкономическую ситуацию на территории города и соотношение отраслей городского хозяйства.
27. Концепция развития градообразующих и градообслуживающих отраслей в городах величины в России.
28. Полифункциональные и монофункциональные города, специфика их городского хозяйства.
29. Градообразующие виды услуг и их значение в городах разной людности.
30. Основные показатели уровня социально-экономического развития города. Их практическое значение.
31. Взаимосвязь рынка городской земли и рынка жилья.
32. Основные факторы, определяющие стоимость жилья. Финансирование воспроизводства жилья.
33. Административные и экономические методы управления городским хозяйством.
34. Основы финансово-экономической деятельности местного самоуправления.
35. Формирование финансовой базы местного самоуправления.
36. Содержание и особенности финансовых отношений в жилищнокоммунальном хозяйстве.
37. Структура и состав жилищно-коммунального хозяйства в городах России.
38. Характеристика оборотных средств жилищно-коммунального хозяйства.
39. Особенности хозрасчета в жилищно-коммунальном хозяйстве городов России.
40. Структура доходов и расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве городов России.
41. Основные положения подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
42. Принципы и направления формирования эффективного механизма управления городским хозяйством в России.
43. Структура государственных и муниципальных органов управления жилищно-коммунальным хозяйством в России.
44. Прогнозирование перспективного развития города. Основные показатели планов и программ стратегического развития.
45. Формирование стратегических альтернатив и выбор оптимального варианта стратегии развития города.
46. Основные формы привлечения финансовых ресурсов в жилищно-коммунальное хозяйство и капитальное строительство.
47. Содержание преобразований финансово-экономического механизма в жилищной сфере.
48. Понятие и виды тарифов на оплату коммунальных услуг в городах России.
49. Нормативная и правовая база реформы жилищнокоммунального хозяйства в России.
50. Маркетинг в городском хозяйстве.
51. Принципы формирования тарифов на основные услуги жилищно-коммунального хозяйства в городах России.
Практические задания
1. Назвать демографические процессы, порожденные I типом
воспроизводства, и социально-экономические проблемы, вызванные
ими:
А. Демографический кризис
Б. Демографический взрыв
В. Омоложение нации
Г. Старение нации
а) проблема роста безработицы;
б) проблема нехватки продовольствия;
в) проблема нехватки трудовых ресурсов;
г) осложнение экологических проблем;
д) проблема расширения сфер социального обеспечения медицинского
обслуживания;
е) увеличение числа иждивенцев на одного ра-ботающего.

2. Установить соответствие:
Численность населения определяется:
А. Мира Б. Страны
а) естественным движением населения; б) механическим движением населения; в) рождаемостью

3. Написать два способа расчета формулы коэффициента естественного прироста населения (КЕП), используя следующие данные:
Р – число родившихся за год, чел.; С – число умерших за год, чел.; Кр – коэффициент рождаемости, ‰; Кс – коэффициент смертности, ‰; НСГ – среднегодовая численность населения, чел
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Кораблевой Г.Б. СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблева Г.Б. - под ред., Меренков А.В. - под ред. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://constitution.garant.ru/
Э2 2. Справочная правовая система «Гарант»
Э3 3. Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Э4 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э5 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э6 Курс в moodle «История права ЗАОЧ» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.