Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология города и развитие городской среды |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СГиРГС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 197 | 197 | 197 | 197 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | Приобретение магистрантами теоретических знаний о специфике социологического подхода к изучению города, социологических теориях городского развития, типах городов и формировании территориальных общностей, практических навыков социологического анализа, позволяющих фиксировать, изучать и прогнозировать поведение горожан в зависимости от состяния городской среды. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-2.1 | Формулирует на основе поставленной проблемы проектную задачу и способ ее решения через реализацию проектного управления |
УК-2.2 | Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения |
УК-2.3 | Разрабатывает план реализации проекта с учетом возможных рисков реализации и возможностей их устранения, планирует необходимые ресурсы, в том числе с учетом их заменяемости |
УК-2.4 | Осуществляет мониторинг хода реализации проекта, корректирует отклонения, вносит дополнительные изменения в план реализации проекта, уточняет зоны ответственности участников проекта |
УК-2.5 | Предлагает процедуры и механизмы оценки качества проекта, инфраструктурные условия для внедрения результатов проекта |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные теории и базовые понятия социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла основные этапы и доминирующие закономерности развития социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно применять знания основных теорий и базовых понятий социологии города, социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла самостоятельно применять знания об основных этапах и доминирующих закономерностей развития социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками самостоятельного применения знаний основных теорий и базовых понятий социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла навыками самостоятельного применения знаний об основных этапах и доминирующих закономерностях развития социальной урбанистики, позволяющие самостоятельно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Системы управления городом | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Системы управления городом | Практические | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Системы управления городом | Сам. работа | 1 | 65 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Социальная сфера современного города | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Социальная сфера современного города | Сам. работа | 1 | 66 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Экономическая структура города | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Экономическая структура города | Практические | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Экономическая структура города | Сам. работа | 1 | 66 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Экзамен | 1 | 9 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Принципы классификация городов. Классификация городов в РФ. 2. Функции городов. 3. Факторы развития городов в историческом и современном аспектах. 4. Применение инструментов микроэкономики при анализе городского хозяйства. 5. Непроизводственная сфера как социально-экономическая категория. Роль и место непроизводственной сферы в системе общественного разделения труда. 6. Мировые тенденции развития непроизводственной сферы. 7. Торговля как сфера трудовой деятельности. Ее роль в системе общественного разделения труда. Особенности торговой сферы в городах. 8. Бытовое обслуживание населения как отрасль городского хозяйства. Основные проблемы ее развития в городах России. 9. Структура финансовой сферы городского хозяйства. Основные проблемы ее становления и функционирования в России. 10. Непроизводственная сфера как социально-экономическая категория. Роль и место непроизводственной сферы в системе общественного разделения труда. 11. Основные статьи дохода и расхода городского бюджета. Проблема исполнения текущего и принятия будущего бюджета города. 12. Здравоохранение как отрасль социальной сферы городского хозяйства. 13. Экономика медицинского учреждения. Реформы здравоохранения. 14. Система образовательных учреждений: типы и классификация. Проблемы их функционирования в городах современной России. 15. Система учреждений досуга и культуры как отрасли социальной сферы городского хозяйства. 16. Культура как отрасль непроизводственной сферы, ее роль в системе городского хозяйства. Система органов управления городскими учреждениями культуры. 17. Учреждения культуры: виды и типы. Особенности хозяйственного механизма. Проблемы функционирования учреждений культуры в городах. Нормативы расчета потребности и обеспеченности населения учреждениями культуры. 18. Учреждения физической культуры и спорта: их роль в формировании и функционировании социальной сферы городского хозяйства. Типы предприятий физкультуры и спорта, особенности их финансирования и управления. 19. Жилищно-коммунальное хозяйство в России. Проблемы его функционирования и финансирования в условиях рыночной экономики. 20. Понятие кондоминимума. Товарищества собственников жилья в городах России. 21. Коммунальное хозяйство как отрасль городского хозяйства. Понятие и структура коммунальных услуг. Коммунальное хозяйство и инфраструктура. 22. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства: понятие, структура, проблема. 23. Социальная роль жилья в обществе. Жилищная реформа в России. 24. Городской пассажирский транспорт: мировые и отечественные проблемы. 25. Транспортные проблемы мегаполисов и возможные пути их решения. 26. Основные группы факторов, определяющие социальноэкономическую ситуацию на территории города и соотношение отраслей городского хозяйства. 27. Концепция развития градообразующих и градообслуживающих отраслей в городах величины в России. 28. Полифункциональные и монофункциональные города, специфика их городского хозяйства. 29. Градообразующие виды услуг и их значение в городах разной людности. 30. Основные показатели уровня социально-экономического развития города. Их практическое значение. 31. Взаимосвязь рынка городской земли и рынка жилья. 32. Основные факторы, определяющие стоимость жилья. Финансирование воспроизводства жилья. 33. Административные и экономические методы управления городским хозяйством. 34. Основы финансово-экономической деятельности местного самоуправления. 35. Формирование финансовой базы местного самоуправления. 36. Содержание и особенности финансовых отношений в жилищнокоммунальном хозяйстве. 37. Структура и состав жилищно-коммунального хозяйства в городах России. 38. Характеристика оборотных средств жилищно-коммунального хозяйства. 39. Особенности хозрасчета в жилищно-коммунальном хозяйстве городов России. 40. Структура доходов и расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве городов России. 41. Основные положения подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. 42. Принципы и направления формирования эффективного механизма управления городским хозяйством в России. 43. Структура государственных и муниципальных органов управления жилищно-коммунальным хозяйством в России. 44. Прогнозирование перспективного развития города. Основные показатели планов и программ стратегического развития. 45. Формирование стратегических альтернатив и выбор оптимального варианта стратегии развития города. 46. Основные формы привлечения финансовых ресурсов в жилищно-коммунальное хозяйство и капитальное строительство. 47. Содержание преобразований финансово-экономического механизма в жилищной сфере. 48. Понятие и виды тарифов на оплату коммунальных услуг в городах России. 49. Нормативная и правовая база реформы жилищнокоммунального хозяйства в России. 50. Маркетинг в городском хозяйстве. 51. Принципы формирования тарифов на основные услуги жилищно-коммунального хозяйства в городах России. Практические задания 1. Назвать демографические процессы, порожденные I типом воспроизводства, и социально-экономические проблемы, вызванные ими: А. Демографический кризис Б. Демографический взрыв В. Омоложение нации Г. Старение нации а) проблема роста безработицы; б) проблема нехватки продовольствия; в) проблема нехватки трудовых ресурсов; г) осложнение экологических проблем; д) проблема расширения сфер социального обеспечения медицинского обслуживания; е) увеличение числа иждивенцев на одного ра-ботающего. 2. Установить соответствие: Численность населения определяется: А. Мира Б. Страны а) естественным движением населения; б) механическим движением населения; в) рождаемостью 3. Написать два способа расчета формулы коэффициента естественного прироста населения (КЕП), используя следующие данные: Р – число родившихся за год, чел.; С – число умерших за год, чел.; Кр – коэффициент рождаемости, ‰; Кс – коэффициент смертности, ‰; НСГ – среднегодовая численность населения, чел |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под общ. ред. Кораблевой Г.Б. | СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кораблева Г.Б. - под ред., Меренков А.В. - под ред. | СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА. Монография: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://constitution.garant.ru/ | |||
Э2 | 2. Справочная правовая система «Гарант» | |||
Э3 | 3. Справочная правовая система «Консультант Плюс» | |||
Э4 | ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ | |||
Э5 | ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э6 | Курс в moodle «История права ЗАОЧ» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |