МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Диагностика межнациональных конфликтов в регионе
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СК-2-2020
Часов по учебному плану 104
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 104 104 104 104

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Диагностика межнациональных конфликтов в регионе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование компетенций в области использования технологии диагностики межнациональных конфликтов в регионе, изучение методологических и прикладных подходов к анализу и диагностике межнациональных конфликтов в регионе. Сформировать у студентов целостное представление о процессе диагностики межнациональных конфликтов, происходящих в современном российском регионе.
Задачи курса:
- способствовать формированию грамотного конфликтологического мышления студентов;
- сформировать у студентов разностороннее представление о сущности и формах проявления социального конфликта во всех сферах общественной и личной жизни;
- ознакомить студентов с комплексом конфликтологических теорий, методологией, методикой и техникой эмпирических исследований конфликтов разных типов;
- ознакомить студентов с общими правилами и технологией диагностики конфликтов и особенностей диагностики конфликтов разных типов;
- ознакомить студентов с набором моделей решения конфликтов, усло-вий их применения и методов их реализации;
- ознакомить студентов с формами и технологиями посредничества в решении конфликте;
- ознакомить студентов со спецификой эмпирических исследований социальных конфликтов в современной России, достижениями и актуальными проблемами эмпирической конфликтологии;
- подготовить студентов к дальнейшей исследовательской деятельности по мониторингу конфликтности локальных социумов и социальной напряженности в них;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной работы по изучению социальных конфликтов в современных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об истории предмета диагностика конфликта; методологию междисциплинарного анализа межнационального конфликта; формы абстрактного мышления, анализа, синтеза; как использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук; как самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять анализ межнационального конфликта с использованием понятийно-категориального аппарата социологии, использовать современные теоретические подходы в исследованиях конфликта, абстрактное мышление, анализ, синтез; использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук; самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проведения исследований по проблемам конфликтов, использования общих методов анализа и диагностики межнационального конфликта, абстрактное мышление, анализ, синтез; использования в познавательной и профессиональной деятельности базовых и профессионально профилированных знаний основ философии и социально-гуманитарных наук; навыками самостоятельного использования знаний и навыков по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология диагностики конфликта
1.1. Основные методологические подходы к анализу и диагностике социальных конфликтов Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные методологические подходы к анализу и диагностике социальных конфликтов Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные методологические подходы к анализу и диагностике социальных конфликтов Сам. работа 2 12 УК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Программа и методы диагностического исследования социальных конфликтов Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Программа и методы диагностического исследования социальных конфликтов Сам. работа 2 20 УК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Характеристики социального конфликта, выясняемые в процессе его диагностики Сам. работа 2 18 УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Процедура завершения диагностики конфликта
2.1. Основные модели решения социальных конфликтов Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные модели решения социальных конфликтов Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Основные модели решения социальных конфликтов Сам. работа 2 20 УК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Посредничество в решении социальных конфликтов Сам. работа 2 20 УК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень теоретических вопросов:
1. Междисциплинарное понимание термина «межнациональный конфликт».
2. Межнациональный конфликт как социальное явление и форма социального взаимодействия международных субъектов.
3. Объект, предмет и уровни конфликтологического исследования межнациональных субъектов.
4. История и направления зарубежной теоретической этнической конфликтологии. Диалектические и функционалистские концепции анализа межнационального конфликта.
5. Базовые методологические положения современной теории конфликта.
6. Диагностика межнационального конфликта как специальная исследовательская технология.
7. Социологические, психологические, политологические, юридические исследования межнационального конфликтов.
8. Методика исследований межнациональной конфликтности локального социума.
9. Основные характеристики межнационального конфликта, выясняемые в процессе его диагностики.
10. Типология межнациональных конфликтов.
11. Межнациональные конфликты, их причины, методики изучения и решения.
12. Общие правила диагностики межнационального конфликта.
13. Последовательность операций в процессе диагностики межнационального конфликта.
14. Арбитражная форма посредничества в межнациональном конфликте.
15. Межнациональный конфликт: социальная сущность, симптомы, формы проявления, методики изучения и профилактики.
16. Программа социологического исследования конкретного межнационального конфликта, ее специфика и основные элементы.
17. Теоретическая и эмпирическая модель изучаемого межнационального конфликта.
18. Основной набор эмпирических методов сбора информации о межнациональном конфликте, используемых в процессе его диагностики.
19. Специфика диагностики межнационального конфликта в организациях.
20. Сущность и технологии конфликтологического консалтинга.
21. Основные способы (модели) разрешения межнационального конфликта.
22. Стадии развития межнационального конфликта.
23. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
24. Практика диагностических исследований конфликтов: зарубежный и российский опыт.
25. Медиаторная форма посредничества в межнациональном конфликте.
26. Диагностика межэтнических и межнациональных конфликтов.

Практические задания:
1. Изобразите графически соотношение основных элементов межнационального конфликта.
2. Проведите анализ и диагностику предложенного преподавателем конкретного межнационального конфликта.
3. Разработайте программу диагностики конфликтности, связанной с наличием в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
4. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
5. Разработайте программу снижения уровня межнациональной напряженности в коллективе конкретной организации.
6. Предложите новую (свою собственную) типологию межнациональных конфликтов.
7. Проведите диагностику какого-либо известного межнационального конфликта.
8. Приведите примеры участия исследователя конфликтолога в решении межнациональных конфликтов.
9. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
10. Проанализируйте свой последний межличностный конфликт в соответствии с методикой диагностики конфликтов.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:
1. Междисциплинарное понимание термина «межнациональный конфликт».
2. Межнациональный конфликт как социальное явление и форма социального взаимодействия субъектов.
3. Объект, предмет и уровни конфликтологического исследования межнациональных субъектов.
4. История и направления зарубежной теоретической этнической конфликтологии. Диалектические и функционалистские концепции анализа межнационального конфликта.
5. Базовые методологические положения современной теории конфликта.
6. Диагностика межнационального конфликта как специальная исследовательская технология.
7. Социологические, психологические, политологические, юридические исследования межнационального конфликтов.
8. Методика исследований межнациональной конфликтности локального социума.
9. Основные характеристики межнационального конфликта, выясняемые в процессе его диагностики.
10. Типология межнациональных конфликтов.
11. Межнациональные конфликты, их причины, методики изучения и решения.
12. Общие правила диагностики межнационального конфликта.
13. Последовательность операций в процессе диагностики межнационального конфликта.
14. Арбитражная форма посредничества в межнациональном конфликте.
15. Межнациональный конфликт: социальная сущность, симптомы, формы проявления, методики изучения и профилактики.
16. Программа социологического исследования конкретного межнационального конфликта, ее специфика и основные элементы.
17. Теоретическая и эмпирическая модель изучаемого межнационального конфликта.
18. Основной набор эмпирических методов сбора информации о межнациональном конфликте, используемых в процессе его диагностики.
19. Специфика диагностики межнационального конфликта в организациях.
20. Сущность и технологии конфликтологического консалтинга.
21. Основные способы (модели) разрешения межнационального конфликта.
22. Стадии развития межнационального конфликта.
23. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
24. Практика диагностических исследований конфликтов: зарубежный и российский опыт.
25. Медиаторная форма посредничества в межнациональном конфликте: сущность и технология.
26. Диагностика межэтнических и межнациональных конфликтов.
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469969
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в moodle «Диагностика межнациональных конфликтов в регионе» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6225
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.