МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные социологические теории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные социологические теории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение современных социологических теорий, подходов и школ к исследованию функционирования и трансформации общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы современных социологических тео-рий, подходов и школ и способы их применения для формулирования целей, конкретных задач научных исследований в различных областях социологии
3.2.Уметь:
3.2.1.компетентно и самостоя-тельно использовать основные тео-ретико-методологические основы современных социологических тео-рий, подходов и школ к исследова-нию функционирования и транс-формации общества для формулиро-вания целей, конкретных задач научных исследований в различных областях социологии

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельно-го и компетентного применения в профессиональной деятельности знаний современных социологиче-ских теорий, подходов и школ для проведения социологических иссле-дований и решения актуальных про-блем общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предпосылки формирования новых теоретических подходов в социологии. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2.
2.1. Теоретические и методологические основы развития современной социологической теории. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3.
3.1. Разрешение методологических дилемм: «структура» и «действие», «общество» и «субъект» в социологической теории конца ХХ века. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Разрешение методологических дилемм: «структура» и «действие», «общество» и «субъект» в социологической теории конца ХХ века. Практические 5 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4.
4.1. Теория «конституирования общества» Э. Гидденса. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Теория «конституирования общества» Э. Гидденса. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Теория «конституирования общества» Э. Гидденса. Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5.
5.1. Теория социального пространства и габитуса П. Бурдье. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Теория социального пространства и габитуса П. Бурдье. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Теория социального пространства и габитуса П. Бурдье. Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 6.
6.1. Теории информационного общества. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
6.2. Теории информационного общества. Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 7.
7.1. Постмодернистская социология конца ХХ в. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8.
8.1. Теории постмодерна. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
8.2. Теории постмодерна. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
8.3. Теории постмодерна. Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 9.
9.1. Современные теории мировой системы и зависимости. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
9.2. Современные теории мировой системы и зависимости. Практические 5 6 Л2.1, Л1.1
9.3. Современные теории мировой системы и зависимости. Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 10.
10.1. Современные дискуссии о предмете изучения и методологии социологической науки (К. Скотт, Л. Урри, и др.) Практические 5 6 Л2.1, Л1.1
10.2. Современные дискуссии о предмете изучения и методологии социологической науки (К. Скотт, Л. Урри, и др.) Сам. работа 5 3 Л2.1, Л1.1
10.3. Проблема диверсификации социологии как науки. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
10.4. Проблема диверсификации социологии как науки. Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень заданий /вопросов
1. Предпосылки формирования новых теоретических подходов в социологии.
2. Фундаментальные черты развития мировой цивилизации в конце ХХ столетия.
3. Осмысление глобальных тенденций общественного развития в социальной мысли: концепция «конца истории» (Ф. Фукуяма),.
4. Осмысление процессов глобализации в политической, экономической и культурной сферах; неоконсеравтивная и нелиберальная (либертарианская) идеология; фундамента-листские идеологии в современном мире.
5. Основные направления теоретических поисков в социологии конца 1980-х – 1990-х годов в области теории и в сфере эмпирических исследований.
6. Теории «конца истории», «конца идеологий», «конца утопий», «конца субъекта».
7. Теория «постматериалистических ценностей», теория «конца детства».
8. Теория «экономического человека» и альтернативные ей социальные теории: теория «конца трудового общества», теория «конца труда».
9. Развитие новых направлений социологического анализа в социологии конца ХХ – начала ХХI века.
10. Сущность структуралистского и поведенческого подходов в современной социоло-гической теории. Объективистская и субъективистская трактовка понятия «общество».
11. Теория «коммуникативного действия» Ю.Хабермаса;
12. Теория «конституирования общества» Э.Гидденса;
13. Теория социального пространства и габитуса П.Бурдье;
14. Теория общества М.Манна.
15. Сущность структуры в социологии Э. Гидденса. Двойственный характер структуры.
16. Структурация как процесс производства и воспроизводства структуры.
17. Социальные правила и их роль в структурировании общественной жизни.
18. Теоретические источники социологии П. Бурдье. П. Бурдье о предмете и задачах со-циологии. Особенности «рефлексивной социологии».
19. Сущность генетического структурализма в социологии П. Бурдье.
20. Основные понятия социологии П. Бурдье: поле (социальное пространство) – габитус – капитал.
21. Формы капитала. Социальный, культурный и символический капитал в системе воспроизводства социальных отношений.
22. Теория классов П.Бурдье: генезис и воспроизводство классов.
23. Ф. Ферраротти о современном обществе информации.
24. М. Кастельс о современном обществе информации.
25. Противоречия развития информационного общества и переход к «третьей волне» цивилизационного развития (по О. Тоффлеру).
26. Постмодерн как состояние цивилизации. Особенности и этики индивида эпохи постмодерна.
27. Трактовки социального в постмодернистской социологии: «исчезновение социаль-ного», символический мир как реальность.
28. Феномен гиперреальности. Социальные последствия функционирования симуля-кров.
29. Попытка построения постмодернистской социологии: основные идеи и трудности.
30. Содержательное и функциональное описание феномена зависимости как тенденции развития современной цивилизации.
31. Противоречия процесса становления мировой системы в 20 столетии (Э. Валлерстайн) .
32. Теория мир-системы И. Валлерстайна.
33. Мир-системный анализ как способ анализа современной глобальной цивилизации.
34. Сущность, содержательное и функциональное описание феномена глобализации.
35. Теория глобализации Э. Гидденса
36. Теория глобализации У. Бека
37. Теория глобализации Р. Робертсона.
38. Последствия и противоречия глобализации.
39. Причины обсуждения вопросов теории предмета и метода в социологической тео-рии начала 21 века.
40. Основные проблемные области в трактовке предмета изучения социологии и ее ме-тода.
41. Постмодернистские трактовки природы социальной реальности и задач социологи-ческой науки.
42. Л. Урри: формулировка задач «мобильной социологии».
43. Теории К. Скотта о границах социологического знания.
44. Концепции «деидеологизации» и «реидеологизации». Их значение для понимания глобальных политических процессов.
45. Идеологические противоречия в современном мире. Влияние идеологии на обще-ственную мысль и социальные науки.
Развитие новых направлений социологического анализа в российской социологии конца ХХ – начала ХХI века.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Перечень тем
1. Ключевые характеристики теоретического знания в социологии и его отличие от эмпирического знания и/или идеологического дискурса: сравнительный анализ.
2. Анализ структуры социологического знания: задачи и перспективы (на примере ана-лиза отдельных исследовательских программ, парадигм, школ).
3. Теория «кризиса социологии» по работе Э. Гоулднера «Грядущий кризис западной социологии».
4. Неомарксизм и леворадикальная социология.
5. Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана и его влияние на современное социологи-ческое знание.
6. Влияние феноменологической традиции на современную социологическую теорию.
7. Понятие «социального капитала» в трактовке П. Бурдьё.
8. Ю. Хабермас о культуре и знании.
9. От постиндустриального общества к информационной эпохе: сравнение концепций Д. Белла и М. Кастельса.
10. Трактовка социальных систем Н. Луманом (проиллюстрировать основные тезисы эмпирическими примерами).
11. Теории глобализации о будущем национальных государств и международной поли-тической системы (У. Бек, Э. Гидденс).
12. Трансформация институтов культуры и идеологии в глобальном обществе: основные подходы.
13. Кризис социологии как индикатор состояния социальных наук
14. Социальная теория и ключевые социальные проблемы современности.
15. Теория рационального выбора как междисциплинарная перспектива.
16. Возможности использования теории структурации в прикладной исследовательской деятельности.
17. Теория структурации как «попытка честного эклектизма».
18. Понятие практики у П. Бурдье, Э. Гидденса и М. Фуко.
19. Этнометодология как исследовательская практика и теоретическая концепция.
20. Феноменологическая социология П. Бергера и Т. Лукмана: ранняя попытка преодо-ления дуализма «структура - действие/участие».
21. Эволюция критериев оценки социальной теории в ХХ веке.
22. Этнометодология с точки зрения «ортодоксального» академического сообщества.
23. Дж. Александер об условиях преодоления метатеоретических разногласий в совре-менной социологии.
24. Социологическая классика сегодня: «Новые правила социологического метода» Э. Гидденса и «Новый дух капитализма» Л. Болтански и И. Кьяпелло.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Головин Н. А. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сирота Н. М. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.isras.ru
Э2 http://www.elibrary.ru
Э3 http://www.mon.gov.ru
Э4 Курс в Moodle «Современные социологические теории» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.