МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия и методология социальных наук

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СК-1-2020
Часов по учебному плану 88
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 19
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 19 19 19 19
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 88 88 88 88

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Философия и методология социальных наук

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать базовые знания по философии и методологии социальных наук,выработать у студентов философский подход к социальным наукам,способствовать усвоению методологии социального познания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые знания основ филосо-фии и социально-гуманитарных наук

3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в познава-тельной и профессиональной деятельности полученные зна-ния
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знания основ философии и гу-манитарных наук в профессио-нальной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наука и научное знание
1.1. Наука и научное знание Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Наука и научное знание Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет философии науки. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Наука и научное знание. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Наука как форма духовного производства и социальный институт
2.1. Наука как форма духовного производства и социальный институт. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Наука как форма духовного производства и социальный институт. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Наука как форма духовного производства и социальный институт. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Структура научного знания.
3.1. Структура научного знания. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Структура научного знания. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Структура научного знания. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Методология в научном исследовании.
4.1. Методология и методы в науке. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Методология научного познания Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Общие закономерности развития науки.
5.1. Закономерности развития науки. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Закономерности развития науки. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Философия науки ХХ-ХХ1 вв. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
5.4. Общие закономерности развития науки. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Социальные науки и социальное познание.
6.1. Социальное знание в системе человеческого познания Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Знание в социальных науках Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
6.3. Социальные науки и социальное познание. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Формирование социальных наук
7.1. Генезис социального познания Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
7.2. Социальное познание и гуманитарные науки в контексте всемирной истории Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
7.3. Формирование социальных наук Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Возникновение методологии социальных наук.
8.1. Формулировка первых требований и принципов к исследованию социума Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
8.2. Возникновение методологии социальных наук. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Формирование методологии социальных наук.
9.1. Методологические дискуссии о специфике социальных наук Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
9.2. Вопросы методологии обществознания в трудах мыслителей Х1Х в Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
9.3. Формирование методологии социальных наук. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Понятие объекта, предмета и субъекта социального познания.
10.1. Общество как предмет исследования Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
10.2. Специфика и трудности познания социума Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
10.3. Понятие объекта, предмета и субъекта социального познания. Сам. работа 1 3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Перечень заданий /вопросов
1. Аспекты бытия науки (наука как познавательная дея¬тельность, как социальный институт, как особая сфера культуры),
2. Философия науки К. Поппера,
3. Понятие парадигмы, «нормальной науки», «научной революции» (Т. Кун)
4. Методологический плюрализм П. Фейерабенда,
5 Понятие научно-исследовательских программ И, Лакатоса
6 Концепция неявного знания М. Полани.
7 К. Поппер и Т. Кун о механизмах развития науки.
8 Т. Кун: «Структура научных революций».
9 Развитие позитивистской философии. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
10 Основные проблемы постпозитивизма
11 Наука и техногенная цивилизация.
12 Специфика научного познания.
13 Функции науки в жизни общества.
14 Научные и вненаучные формы знания.
15 Эмпирический и теоретический уровень познания. Общая характеристика
16 Основные методы и основные формы знания эмпирического уровня познания
17 Основные методы и основные формы знания теоретического уровня познания
18 Теория и её основные функции
19 Научная проблема.
20 Понятие научной гипотезы. Типы гипотез. Роль гипотез в научном познании
21 Особенности современной науки
22 Рациональность. Типы рациональности
23 Редукционизм. Его возможности и границы
24 Наука. Антинаука. Лженаука
25 Кумулятивистская модель развития науки
26 Модель развития науки через научные революции. Койре о научных революциях
27 Понятие истории и философии науки
28 Основные подходы к пониманию взаимоотношения науки и философии.
29 Взаимосвязь науки с философией и искусством
30 Управление наукой
31 Понятие социальных наук
32 Формирование методологии социальных наук


ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень заданий /вопросов
1. Аспекты бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный ин-ститут, как особая сфера культуры).
2. Эволюция подходов к анализу науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, Т. Полани).
3. Наука как социальный институт: научное сообщество и научный этос.
4. Понятие социальных наук
5. Социо-культурная обусловленность характера гуманитарного знания
6. Культура постмодерна и проблема многообразие форм человеческого познания
7. Античные представления о человеке и обществе (Демокрит, Платон, Аристо-тель)
8. Формирование учений об обществе от христианского средневековья до эпохи Просвещения
9. Философия истории в трудах Гердера и Гегеля.
10. Социальные утопии Новой и Новейшей истории.
11. Проблема взаимоотношения человека и общества в р. Платона «Государство»
12. Проблема вероятности и достоверности социального знания в трудах философов Просвещения (Вольтера, Монтескье, Кондорсе, Гельвеция).
13. Формирование методологии социальных наук
14. Творчество Шлейермахера и его трактовка сущности социогуманитарного по-знания и особенностей гуманитарных наук.
15. В. Дильтей о делении наук на «науки о духе» и «науки о внешнем мире»
16. Г. Риккерт о методах социальных наук.
17. Концепция понимания в философии Дильтея и Гадамера
18. Г. М. Вебер и осмысление роли ценностных установок субъекта в познании со-циума.
19. Понятие идеального типа. Роль идеального типа в гуманитарном познании (М.Вебер).
20. Социальное знание в системе человеческого познания
21. Понятие «социальное знание»
22. Определение предмета социальных наук.
23. Методология и методы социального познания
24. Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях
25. Ценностный мир социума и его влияние на определение характера знания.
26. Постановки проблем и выдвижения гипотез в социальных науках. Формирова-ние вероятного знания в социальном познании
27. Диалектика развития социального знания. Увеличение правдоподобия. Факты. Законы. Теории в социальных науках.
28. Структура социального знания
29. Роль субъекта в развитии социального знания. Диалогичность социо-гуманитарного познания
30. Проблема истины в социальном познании. Дискуссии о вероятности и досто-верности социо-гуманитарного знания.
31. Объективность и субъективность социального знания.
32. Интерпретация, понимание, объяснение в познании социальных явлений
33. Субъект и объект социального познания
34. Традиционное деление естественных и социогуманитарных наук. Новые тен-денции в трактовке «противоположности» естественных и социогуманитарных наук.
35. Социальное познание как специфический вид познания.
36. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
37. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.
38. Концепция социального времени в трудух М. Хайдеггера, К. Ясперса и Броделя
39. Особенности современного социального познания.
40. Специфика методов социально-гуманитарных наук.
41. Аксиологическое содержание социального познания.
Ценности в науке.
42. Специфика социального прогнозирования.
43. Переосмысление марксизма на пороге ХХ1 в. Поиски новых теорий и проблема синтеза существующего социального теоретического знания
44. Социальные парадигмы и полипарадигмальность в социальных исследованиях как проблема методологии социального познания.
45. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюиро-вание и др.
46. Социальные законы и социальные теории.
47. Функции социальных теорий. Систематизация знаний. Функция объяснения.
48. Социальные факты; их многообразие и специфика.
49. Понятие науки и научного знания
50. Понятие истории и философии науки
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Перечень тем
1. Привлекательность занятий наукой.
2. Трудности занятий наукой
3. Современный учёный: его характеристика и статус в обществе.
4. Социология: наука об обществе или человеке?
5. В чём недостатки и преимущества социальных наук (по сравнению с естествознанием и техническими науками)?
6. Понятия и термины в системе научного знания.
7. Концепция личностного знания М. Полани.
8. Научная картина мира и ее эволюция.
9. Социальное знание и проблема понимания
10. Современная социальная теория
11. Гносеологические основания правдоподобия социальных наук.
12. Социальное познание как диалог
13. Настоящее и будущее социальных наук

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Перечень тем
1 Философия и наука.
2 Сциентизм и антисциентизм.
3 Наука и этика.
4 Процесс формирования и развития социального знания: от постановки проблем к формированию теорий
5 Научное и вненаучное знание.
6 Проблема классификации наук.
7 Дифференциация и интеграция в науке.
8 Традиции и новации в развитии науки.
9 Механизм формирования и проверки гипотез.
10 Социальная философия как методологическая основа социального познания.
11 Проблема критериев выбора теорий.
12 . Сущность и структура социального познания.
13 Проблема роста научного знания.
14 От осмысления истории к методологии социального познания.
15 Научное осмысление социального познания в работах Дильтея, М.Вебера, Г.Риккерта с позиций современных знаний.
16 Роль символов в познании общества
17 . Особенности объяснения и предсказания в социальногуманитарном познании.
18 Образы научной рациональности в культуре.
19 Предмет философии науки.
20 Философские основания науки.
21 Проблема возникновения науки.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Оганян, К. М. Философия и методология социальных наук: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионин Л. Г. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Э2 Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Э3 Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Э4 Курс в Moodle «Философия и методология социальных наук» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины