Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_04_01_СУ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 19 | 19 | 19 | 19 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 92 | 92 | 92 | 92 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев
1.1. | дать базовые знания по философии и методологии социальных наук,выработать у студентов философский подход к социальным наукам,способствовать усвоению методологии социального познания. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1.1 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними |
УК-1.2 | Определяет пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их устранению |
УК-1.3 | Критически оценивает надежность источников информации, работает с противоречивой информацией из разных источников; |
УК-1.4 | Разрабатывает и содержательно аргументирует стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов |
УК-1.5 | Строит сценарии реализации стратегии, определяя возможные риски и предлагая пути их устранения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | — основные методы критического анализа; — методологию системного подхода; — содержание основных направлений философской мысли от древности до современности; — периодизацию всемирной и отечественной истории, ключевые события истории России и мира; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | — выявлять проблемные ситуации, используя методы анализа, синтеза и абстрактного мышления; — осуществлять поиск решений проблемных ситуаций на основе действий, эксперимента и опыта; — производить анализ явлений и обрабатывать полученные результаты; — определять в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке предлагать способы их решения; — формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; - выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | — технологиями выхода из проблемных ситуаций, навыками выработки стратегии действий; — навыками критического анализа; — основными принципами философского мышления, навыками философского анализа социальных, природных и гуманитарных явлений; — навыками анализа исторических источников, правилами ведения дискуссии и полемики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Наука и научное знание | ||||||
1.1. | Наука и научное знание | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Наука и научное знание | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Предмет философии науки. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Наука как форма духовного производства и социальный институт | ||||||
2.1. | Наука как форма духовного производства и социальный институт. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Наука как форма духовного производства и социальный институт. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Наука как форма духовного производства и социальный институт. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Структура научного знания. | ||||||
3.1. | Структура научного знания. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Структура научного знания. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Структура научного знания. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Методология в научном исследовании. | ||||||
4.1. | Методология и методы в науке. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Методология научного познания | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Методология в научном исследовании. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Общие закономерности развития науки. | ||||||
5.1. | Закономерности развития науки. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Закономерности развития науки. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
5.3. | Философия науки ХХ-ХХ1 вв. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
5.4. | Философия науки ХХ-ХХ1 вв. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
5.5. | Общие закономерности развития науки. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 6. Социальные науки и социальное познание. | ||||||
6.1. | Социальное знание в системе человеческого познания | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
6.2. | Знание в социальных науках | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
6.3. | Социальные науки и социальное познание. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 7. Формирование социальных наук | ||||||
7.1. | Генезис социального познания | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
7.2. | Социальное познание и гуманитарные науки в контексте всемирной истории | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
7.3. | Формирование социальных наук | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 8. Возникновение методологии социальных наук. | ||||||
8.1. | Формулировка первых требований и принципов к исследованию социума | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
8.2. | Возникновение методологии социальных наук. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 9. Формирование методологии социальных наук. | ||||||
9.1. | Методологические дискуссии о специфике социальных наук | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
9.2. | Вопросы методологии обществознания в трудах мыслителей Х1Х в | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
9.3. | Социальная философия и её методологическое значение для общественных наук. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
9.4. | Формирование методологии социальных наук. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 10. Понятие объекта, предмета и субъекта социального познания. | ||||||
10.1. | Общество как предмет исследования | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
10.2. | Специфика и трудности познания социума | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
10.3. | Понятие объекта, предмета и субъекта социального познания. | Сам. работа | 1 | 3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ Перечень заданий /вопросов 1. Аспекты бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный ин-ститут, как особая сфера культуры). 2. Эволюция подходов к анализу науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, Т. Полани). 3. Наука как социальный институт: научное сообщество и научный этос. 4. Понятие социальных наук 5. Социо-культурная обусловленность характера гуманитарного знания 6. Культура постмодерна и проблема многообразие форм человеческого познания 7. Античные представления о человеке и обществе (Демокрит, Платон, Аристо-тель) 8. Формирование учений об обществе от христианского средневековья до эпохи Просвещения 9. Философия истории в трудах Гердера и Гегеля. 10. Социальные утопии Новой и Новейшей истории. 11. Проблема взаимоотношения человека и общества в р. Платона «Государство» 12. Проблема вероятности и достоверности социального знания в трудах философов Просвещения (Вольтера, Монтескье, Кондорсе, Гельвеция). 13. Формирование методологии социальных наук 14. Творчество Шлейермахера и его трактовка сущности социогуманитарного по-знания и особенностей гуманитарных наук. 15. В. Дильтей о делении наук на «науки о духе» и «науки о внешнем мире» 16. Г. Риккерт о методах социальных наук. 17. Концепция понимания в философии Дильтея и Гадамера 18. Г. М. Вебер и осмысление роли ценностных установок субъекта в познании со-циума. 19. Понятие идеального типа. Роль идеального типа в гуманитарном познании (М.Вебер). 20. Социальное знание в системе человеческого познания 21. Понятие «социальное знание» 22. Определение предмета социальных наук. 23. Методология и методы социального познания 24. Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях 25. Ценностный мир социума и его влияние на определение характера знания. 26. Постановки проблем и выдвижения гипотез в социальных науках. Формирова-ние вероятного знания в социальном познании 27. Диалектика развития социального знания. Увеличение правдоподобия. Факты. Законы. Теории в социальных науках. 28. Структура социального знания 29. Роль субъекта в развитии социального знания. Диалогичность социо-гуманитарного познания 30. Проблема истины в социальном познании. Дискуссии о вероятности и досто-верности социо-гуманитарного знания. 31. Объективность и субъективность социального знания. 32. Интерпретация, понимание, объяснение в познании социальных явлений 33. Субъект и объект социального познания 34. Традиционное деление естественных и социогуманитарных наук. Новые тен-денции в трактовке «противоположности» естественных и социогуманитарных наук. 35. Социальное познание как специфический вид познания. 36. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. 37. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках. 38. Концепция социального времени в трудух М. Хайдеггера, К. Ясперса и Броделя 39. Особенности современного социального познания. 40. Специфика методов социально-гуманитарных наук. 41. Аксиологическое содержание социального познания. Ценности в науке. 42. Специфика социального прогнозирования. 43. Переосмысление марксизма на пороге ХХ1 в. Поиски новых теорий и проблема синтеза существующего социального теоретического знания 44. Социальные парадигмы и полипарадигмальность в социальных исследованиях как проблема методологии социального познания. 45. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюиро-вание и др. 46. Социальные законы и социальные теории. 47. Функции социальных теорий. Систематизация знаний. Функция объяснения. 48. Социальные факты; их многообразие и специфика. 49. Понятие науки и научного знания 50. Понятие истории и философии науки |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ Перечень тем 1. Привлекательность занятий наукой. 2. Трудности занятий наукой 3. Современный учёный: его характеристика и статус в обществе. 4. Социология: наука об обществе или человеке? 5. В чём недостатки и преимущества социальных наук (по сравнению с естествознанием и техническими науками)? 6. Понятия и термины в системе научного знания. 7. Концепция личностного знания М. Полани. 8. Научная картина мира и ее эволюция. 9. Социальное знание и проблема понимания 10. Современная социальная теория 11. Гносеологические основания правдоподобия социальных наук. 12. Социальное познание как диалог 13. Настоящее и будущее социальных наук ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ Перечень тем 1 Философия и наука. 2 Сциентизм и антисциентизм. 3 Наука и этика. 4 Процесс формирования и развития социального знания: от постановки проблем к формированию теорий 5 Научное и вненаучное знание. 6 Проблема классификации наук. 7 Дифференциация и интеграция в науке. 8 Традиции и новации в развитии науки. 9 Механизм формирования и проверки гипотез. 10 Социальная философия как методологическая основа социального познания. 11 Проблема критериев выбора теорий. 12 . Сущность и структура социального познания. 13 Проблема роста научного знания. 14 От осмысления истории к методологии социального познания. 15 Научное осмысление социального познания в работах Дильтея, М.Вебера, Г.Риккерта с позиций современных знаний. 16 Роль символов в познании общества 17 . Особенности объяснения и предсказания в социальногуманитарном познании. 18 Образы научной рациональности в культуре. 19 Предмет философии науки. 20 Философские основания науки. 21 Проблема возникновения науки. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Оганян, К. М. | Философия и методология социальных наук: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ионин Л. Г. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ | |||
Э2 | Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ | |||
Э3 | Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ | |||
Э4 | Курс в Moodle «Философия и методология социальных наук» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |