МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-программирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Галина Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Интернет-программирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, Юдинцев А. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, Юдинцев А. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с технологиями создания динамических веб-сайтов;
научить технологиям веб-программирования, создания информационных систем с веб-интерфейсом в архитектуре MVC;
дать практические навыки развёртывания инфраструктуры, размещения и сопровождения веб-сайтов, использования современных веб-технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью к освоению новой техники, новых методов и новых технологий
ПК-7 способностью разрабатывать проекты компонентов сложных систем управления, применять для разработки современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки
ПК-8 способностью проектировать элементы систем управления, применять современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки, обеспечивающие решение задач системного анализа и управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы интернет- и веб-программирования;
основные принципы работы Apache и платформы LAMP;
основы языков программирования PHP, JavaScript;
понятия фреймворков и библиотек (JQuery, xAjax, Yii);
основные принципы работы шаблонизаторов;
технологии использования API свободных веб-сервисов.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать и разворачивать базы данных в СУБД SQLite/MariaDB;
писать программные модули для управления данными и отображения контента с использованием языка программирования PHP;
создавать интерактивные элементы на основе DOM, JavaScript и технологии Ajax;
выполнять разметку страниц с использованием веб-шаблонов;
использовать API свободных веб-сервисов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.развёртывания платформы LAMP и работы с инструментальными средствами веб-программирования;
основными приёмами по созданию динамических веб-сайтов с использованием методологии MVC;
опытом размещения, сопровождения, настройки (в т.ч. защиты) сайтов на удалённом веб-сервере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Интернет-технологии. Современные технологии разработки веб-сайтов. Веб-стандарты. Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л3.5, Л3.3, Л2.3, Л1.1
1.2. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л3.5, Л3.3, Л2.3, Л1.1
1.3. Платформа LAMP. Хостинг сайта. Лабораторные 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.5, Л3.3, Л2.3, Л1.1
1.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.5, Л3.3, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Дизайн и вёрстка
2.1. Разметка веб-страниц. Стандарты (X)HTML и CSS. Дизайн сайта. Удобство и доступность. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л3.3, Л2.3, Л3.4, Л1.1
2.2. Веб-графика. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л3.3, Л2.3, Л3.4, Л1.1
Раздел 3. Фронт-енд программирование
3.1. EcmaScript. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
3.2. Объектная модель документа. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Бэк-енд программирование
4.1. Применение реляционных СУБД в веб-программировании. Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.2. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.3. Разработка базы данных для СУБД MariaDB. Подключение БД к веб-приложению. Лабораторные 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.5. Веб-приложение, работающее с реляционной БД (ввод и редактирование данных). Лабораторные 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.7. Заголовки HTTP. Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л3.5, Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.8. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.9. Заголовки HTTP. Лабораторные 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.5, Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.10. Веб-приложение, работающее с реляционной БД (поиск и удаление данных). Лабораторные 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.5, Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.11. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.5, Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.12. Веб-сервер Apache. Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.13. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.14. Управление веб-сервером Apache. Лабораторные 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.5, Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.15. Интерфейсы доступа к данным в интернет-приложениях. Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.16. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.17. Веб-приложение, работающее с реляционной БД (работа с файлами, графикой, хэширование, датирование). Лабораторные 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л3.3, Л2.3, Л1.1
4.18. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л3.3, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Архитектурные решения
5.1. Архитектурные решения в веб-программировании. Лекции 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
5.2. Технология Ajax (библиотека xAjax). Лабораторные 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л2.1, Л3.3, Л2.3, Л3.4, Л1.1
5.3. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л2.1, Л3.3, Л2.3, Л3.4, Л1.1
5.4. Технология веб-шаблонов. Лабораторные 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л2.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1
5.5. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л2.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1
5.6. Фреймворки веб-программирования. Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л3.3, Л2.3, Л1.1
5.7. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
5.8. API Яндекс.Карты. Лабораторные 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1
5.9. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2 ОПК-7, ПК-7, ПК-8 Л3.3, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение 1.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение 1.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малашкевич В. Б. Интернет-программирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Макаров А. С. Yii. Сборник рецептов: Учебное пособие ДМК Пресс, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Сафронов М. Разработка веб-приложений в Yii 2: Учебное пособие ДМК Пресс, 2015 e.lanbook.com
Л2.3 Громов Ю. , Иванова О. Г. , Шахов Н. Г. , Однолько В. Г. Информационные Web-технологии: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Форристал Д., Брумс К., Симонис Д., Бегнолл Б. Защита от хакеров Web-приложений: Учебное пособие ДМК Пресс, 2008 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Журенков О. В. Информационные технологии: учебное пособие Алтайская академия экономики и права, 2013 elibrary.asu.ru
Л3.2 Диков А.В. Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л3.3 Крахоткина Е. В. Технологии разработки Internet-приложений: учебное пособие СКФУ, 2016 biblioclub.ru
Л3.4 Савельев А. О. , Алексеев А. А. HTML5. Основы клиентской разработки: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л3.5 Сурин А. И. , Русак А. , Храмцов П. , Брик С. Введение в CGI: лекции: учебник Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 World Wide Web Consortium (W3C) www.w3.org
Э2 Блог о программировании www.simplecoding.org
Э3 Apache.RU (Russian Apache Web-Server) www.apache.ru
Э4 W3Schools Online Web Tutorials www.w3schools.com
Э5 ScriptSite (о программировании в целом, о сайтах в частности) scriptsite.ru
Э6 htmlbook.ru htmlbook.ru
Э7 HTML.net ru.html.net
Э8 javascript.ru javascript.ru
Э9 php.ru php.ru
Э10 Продукты Google www.google.ru
Э11 Яndex. Все сервисы www.yandex.ru
Э12 Компания Postgres Professional postgrespro.ru
Э13 The MariaDB Foundation mariadb.org
Э14 SQLite Home Page sqlite.org
Э15 Курс в Moodle "Интернет-программирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Opera, Google Chrome/Chromium, Mozilla Firefox, links;
Far;
FileZilla;
phpStorm/NetBeans.

ПО, установленное на кафедральном сервере:
GNU/Linux (любой дистрибутив);
BlueFish;
Amaya;
Apache;
PHP;
MariaDB;
phpMyAdmin;
SQLite3;
sqliteman;
sqlitebrowser.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит студентов с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях студент получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и промежуточной аттестации. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2927