МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания истории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания истории

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ведущая цель изучения методики преподавания истории – активное освоение студентами теоретических основ и практических умений деятельности учителя истории, способствующее формированию интереса к будущей профессии, готовности к ней, личностных и профессиональных качеств преподавателя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: К.М.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основной набор нормативных правовых документов, которыми должен руководствоваться учитель истории в своей преподавательской деятельности; помимо указанных разделов методики преподавания истории для первого и второго уровней, разбираться в проблеме воспитания и развития учащихся на предметном содержании истории, эффективных системах и технологиях ее реализации; назначение и смысл квалификационных требований, предъявляемых к учителю истории, их связь с тенденциями развития современного школьного исторического образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить анализ нормативных документов, определяющих цели, содержание, структуру действующей системы исторического образования для средней школы и применять их в практической деятельности; отбирать информацию к учебным занятиям, способную оказывать позитивное воздействие на обучение, воспитание и развитие учащихся; систематизировать найденную информацию и отражать ее в различных знаковых системах (текст, таблица, схема), переводить из одной системы в другую; сравнивать идеальный и реальный учебник истории по предложенной теоретической модели, разрабатывать приемы использования методического аппарата школьного учебника для активизации учащихся на уроках и в ходе выполнения домашних заданий; осуществлять тематическое и поурочное планирование учебного процесса; формулировать ведущие и частные цели (задачи) разной масштабности (курсовые, тематические, поурочные); перерабатывать научный материал в учебный, адекватный восприятию учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям; ориентироваться в многообразии организационных форм, методов, методических приемов, средств обучения, проводить их обоснованный отбор и обеспечивать практическое воплощение в целях реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей (задач); моделировать структуру изучения раздела программы и входящих в него занятий; видеть методические проблемы, формировать собственный алгоритм их решения; применять дидактические и методические системы обучения, эффективные технологии для повышения результативности учебного процесса; критически осмысливать сложные ситуации, складывающиеся в учебном процессе для поиска оптимального выхода из них; учитывать в своем поведении и поступках необходимость конструктивного взаимодействия с людьми, имеющими иные убеждения и культурные ценности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами педагогической деятельности на уровне применения их к преподаванию курса истории в средней общеобразовательной школе; понятийным аппаратом курса на уровне его применения; теоретическими подходами для анализа и интерпретации методических ситуаций; эмпирическими и некоторыми теоретическими методами научного познания учебного процесса; основными способами поиска, обработки информации, ее преобразования для достижения развивающих, воспитательных и обучающих целей; коммуникативными способностями для организации фронтальной, групповой и парной продуктивной работы с учащимися; логически стройной, аргументированной и доступной для восприятия других лиц устной и письменной речью; интеллектуальными средствами, с помощью которых эффективно воплощается объяснительно-репродуктивная, конструктивная и творческая модели обучения истории; профессиональной ориентацией, позволяющей будущему специалисту прогнозировать возможности применения приобретенных знаний и умений по методике преподавания истории в образовательной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс методики преподавания истории
1.1. Общая характеристика методики преподавания истории как дисциплины высшего профессионального образования. Построение курса, технология его изучения и контроль за усвоением. Лекции 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Методика преподавания истории – частная дидактика, ее специфика и связь с другими дисциплинами, изучаемыми в университете Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Цели, содержание и структура современной системы школьного обучения истории
2.1. Цели и задачи изучения истории в средней общеобразовательной школе. Многообразие подходов к проблеме целеполагания Лекции 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Анализ документов, которыми должен руководствоваться учитель истории при планировании и осуществлении своей преподавательской деятельности Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Дидактическое построение и методический аппарат школьного учебника по истории Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Цели (задачи) современной системы школьного обучения истории Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.5. Анализ документов, которыми должен руководствоваться учитель истории при планировании и осуществлении своей преподавательской деятельности Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.6. Учебно-методический комплекс и школьный учебник истории, их использование при планировании учебного процесса Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.7. Разработка годовых, тематических и поурочных целей по истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Организационное построение обучения истории в средней общеобразовательной школе
3.1. Организационное построение обучения истории в средней общеобразовательной школе. Лекции 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Типовое и видовое разнообразие учебных занятий по истории, его использование при планировании организационного построения учебного процесса по истории в школе Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Связь организационных форм с сущностью процесса обучения и их характеристика Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.4. Традиционные организационные модели изучения истории в школе, построенные на групповой структуре общения Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.5. Пути совершенствования организации обучения истории и возможности их применения в современной школе Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Современная система средств, методов и методических приемов обучения истории
4.1. Современная система методов и методических приемов обучения истории Лекции 7 6 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Проблема отбора и разработки методов, методических приемов, средств обучения при планировании учебного процесса по истории Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Средства обучения истории в школе, их различные классификации и проблема отбора к учебным занятиям по истории Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.4. Методы и методические приемы обучения истории в школе, их различные классификации и проблема отбора к учебным занятиям по истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.5. Разработка методов, методических приемов обучения к конкретным занятиям по истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 5. Методика изучения отдельных элементов содержания школьных исторических курсов
5.1. Методика изучения отдельных элементов содержания школьных исторических курсов Лекции 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.2. Методические пути решения проблемы усвоения школьниками фактов, хронологии, пространственных ориентиров? понятий, объективных исторических связей, теоретических положений. Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.3. «Структурно-функциональный анализ» содержания учебного материала, его смысл и назначение в обучении истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.4. Методические пути решения проблемы усвоения школьниками фактов, хронологии, пространственных ориентиров Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.5. Методические пути решения проблемы усвоения школьниками понятий, объективных исторических связей, теоретических положений Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 6. Развитие личности ученика в процессе изучения истории в школе
6.1. Развитие личности ученика - стратегия современного образования Лекции 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.2. Использование содержательного потенциала школьной истории, методов, методических приемов, средств обучения, форм организации учебного процесса для решения задач воспитания учащихся Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.3. Программированное обучение и его практическое применение к обучению истории в школе Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.4. Проблемное обучение истории Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.5. Методика целенаправленного формирования умений и навыков деятельности при обучении истории Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.6. Методика развивающего обучения при работе с историческими источниками Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.7. Развитие личности ученика и технологии обучения истории, способствующие достижению этой стратегической цели Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.8. Использование содержательного потенциала школьной истории, методов, методических приемов, средств обучения, форм организации учебного процесса для решения задач воспитания учащихся Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.9. Программированное обучение и его практическое применение к обучению истории в школе Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.10. Проблемное обучение истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.11. Методика целенаправленного формирования умений и навыков деятельности при обучении истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.12. Методика развивающего обучения при работе с историческими источниками. Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Методика преподавания истории как частная дидактика, ее специфика.
2.Формирование новой концепции исторического образования. Сравнительный анализ концептуальных подходов.3.
3.Государственные образовательные стандарты по истории, их сравнительная характеристика.4.
4.Федеральный, региональный и школьный компоненты содержания исторического образования. Их программное обеспечение.
5.Цели и задачи изучения истории в формате традиционной школы и школы развития.
6.Содержание исторического образования.7.
7.Динамика происходивших перемен в структуре российского исторического образования на рубеже XX – XXI вв. Характеристика действующей модели.
8.Предпрофильное и профильное обучение в современной школе. Характеристика истории как профильной дисциплины.
9.Учебно-методический комплекс по истории, его основные составляющие. Дидактические функции и методический аппарат школьного учебника по истории.
10.Характеристика основных видов перспективного и текущего планирования материала по истории. Пример разработки текущего плана по предложенной теме.
11.Организационное построение учебного процесса в школе. Классификация организационных форм обучения истории, их характеристика.
12.Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Современные представления о структуре урока.
13.Многообразие классификаций уроков по типам и видам. Обоснованный выбор оптимальной классификации для практического использования.
14.Лекционно-семинарская (лекционно-практическая) система обучения истории в старшей возрастной группе учащихся.
15.Пути совершенствования групповых организационных форм обучения, их характеристика.
16.Дидактическая система В.Ф.Шаталова и возможности ее использования в обучении истории.
17.Нетрадиционные формы учебных занятий по истории, их характеристика.
18.Устное слово учителя как важнейшее средство обучения истории, его функции. Дидактические и методические способы организации учебного слушания.
19.Разнообразие текстов, используемых в обучении истории. Критерии отбора их к учебным занятиям. Примеры организации работы учащихся с текстами по предложенной теме.
20.Наглядные и технические средства обучения истории, их классификации и критерии отбора к учебным занятиям. Примеры организации работы учащихся с предложенными наглядными средствами по теме.
21.Современная система методов обучения истории. Понятия «метод», «методический прием обучения», их соотношение. Дискуссии вокруг проблемы классификации методов обучения. Обоснование собственного выбора той или иной классификации для практического применения.
22.Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала по истории, их развернутая характеристика. Примеры использования различных методов на материале предложенной темы.
23.Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в обучении истории. Примеры использования различных методов на материале предложенной темы.
24.Методы закрепления и совершенствования знаний, умений учащихся по истории. Понятия «закрепление», «повторение». Виды закрепления, повторения и методика их практического воплощения. Примеры организации сопутствующего, итогового закреплений и текущего повторения на материале предложенной темы.
25.Методы контроля, коррекции и оценка знаний, умений учащихся в обучении истории. Примеры разработки устного комбинированного, письменного, уплотненного опросов по предложенным темам.
26.Структурно-функциональный анализ содержания исторического материала, его смысл и назначение. Анализ содержания предложенного параграфа учебника по истории с использованием структурно-функционального подхода.
27.Методика изучения фактического материала в школьном курсе истории и создания у учащихся конкретно-исторических представлений. Методические приемы изучения фактического материала на примере предложенного параграфа учебника.
28.Методика изучения теоретического содержания школьного курса истории. Теоретический путь познания истории. Методические приемы изучения теоретического материала на примере предложенного параграфа учебника.
29.Воспитание – процесс сознательного развития личности ученика на предметном содержании истории и методика его практического осуществления в учебном процессе.
30.Развитие личности ученика – стратегия современного образования.
31.Психическое развитие ученика как органическая составляющая личностного развития.
32.Программированное обучение истории.
33.Проблемное обучение истории.
34.Целенаправленное формирование умений и навыков деятельности в процессе обучения истории.
35.Методика работы с историческими документами, рассчитанная на достижение различного уровня в развитии учащихся.
36.Методическая безучебниковая система обучения истории Ю.Л.Троицкого.
37.Альтернативные групповой структуре общения организационные формы обучения истории. Оценка возможностей их применения на практике.
38.Компьютеризация процесса обучения истории, и ее роль в развитии и воспитании учащихся.
39.Индивидуализация и персонификация ученика в процессе обучения истории. Системы обучения, направленные на решение данной проблемы.
40.Проектная деятельность в образовании. Использование метода проектов в обучении истории в школе.
нии учащихся.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкарлупина, Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания : учебно-методическое пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Н. Ю. Колокольцева, Т . Н. Соболева Методика преподавания истории: учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Набатова, О. Г. История России с древнейших времен до начала XVI века. Конспект уроков : практ. пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/22A9E7F8-9B44-4F9B-9087-D3D08EA5345F
Л2.2 Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в русской школе ХIХ – начала ХХ в. : монография М. : Изд-во «Прометей», 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Набатова, О. Г. История России XVI—XVII веков. Конспект уроков : практ. пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/DFAE4F61-BFD8-45A1-8BA0-AD7FBA5B7E7A
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э4 Курс на Moodl "Методика преподвания истории" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.