МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания истории в высшей школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 79
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 79 79 79 79
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания истории в высшей школе

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 История (квалификация (степень) «магистр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. N 1300.

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.опираясь на знания студентов, полученные при изучении «Методики преподавания истории в школе», через изучение тенденций развития высшего исторического образования, его содержания, методов формирования системного профессионального мышления, сформировать знания о технологиях организации обучения и способах воспитания, активное освоение теоретических основ и практических умений деятельности в области преподавания курса «История» в высшей школе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-5 способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов
ПК-6 владение навыками практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории, работу в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ПК-7 способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей
ПК-8 способность к применению современных современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основы педагогической деятельности в преподавании курса истории, работу в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования
- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям, и отражающих специфику предметной области.
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;
- проектировать образовательные программы и индивидуальные образовательные траектории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности;
- разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала;
- овладение методами формирования умений самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей;
- овладение основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом.
1.1. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проектирование образовательного процесса.
2.1. Проектирование образовательного процесса. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Стандарты высшего образования. Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Проектирование образовательного процесса Сам. работа 3 20 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организация обучения, формы и виды учебных занятий, самостоятельная работа студентов.
3.1. Организация обучения, формы и виды учебных занятий, самостоятельная работа студентов. Лекции 3 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Семинарские занятия в высшей школе. Практические 3 6 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Организация обучения, формы и виды учебных занятий, самостоятельная работа студентов. Сам. работа 3 18 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Система средств и методов преподавания курса «Истории» в высшей школе.
4.1. Система средств и методов преподавания курса «Истории» в высшей школе. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Система средств и методов преподавания курса «Истории» в высшей школе Сам. работа 3 5 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Организация педагогического контроля в высшей школе.
5.1. Организация педагогического контроля в высшей школе. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Организация педагогического контроля в высшей школе Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Инновационные технологии реализации учебного процесса
6.1. Инновационные технологии реализации учебного процесса Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Познавательная и исследовательская деятельность студентов Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Инновационные технологии реализации учебного процесса Сам. работа 3 20 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя.
7.1. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя. Лекции 3 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Экзамен 3 27 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Роль высшего образования в современной цивилизации. Место университета в российском образовательном пространстве.
2. Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. Интеграционные процессы в современном образовании.
3. Воспитательная компонента в профессиональном образовании.
4. Информатизация образовательного процесса. Болонская система и Российская высшая школа.
5. Современная концепция высшего образования.
6. ФГОС ВО по направлению подготовки 46.03.01 История
7. Учебные планы. Профессиональные образовательные программы
8. Лекции. Семинары и просеминары. Практические и лабораторные занятия
9. Управление самостоятельной работой студентов: подготовка студентов к занятиям, изучение литературы
10. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ и проектов. Педагогическая практика студентов. Внеаудиторная работа в вузе, НИРС
11. Проверка и оценивание знаний в высшей школе
12. Виды и формы проверки знаний
13. Рейтинговый контроль знаний
14. Функции преподавателя и его роли. Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя
15. Особенности педагогического общения в вузе. Стиль общения: особенности коммуникативных возможностей педагога. Основы коммуникационной культуры педагога
16. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Новые лекционные формы: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-конференция
17. Инновационные технологии реализации учебного процесса
Исследовательская деятельность студентов как часть их профессиональной подготовки. Способы получения и переработки информации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкарлупина, Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания : учебно-методическое пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Н. Ю. Колокольцева, Т . Н. Соболева Методика преподавания истории: учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в русской школе ХIХ – начала ХХ в. : монография М. : Изд-во «Прометей», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э3 Курс на Moodle "Методика преподавания истории в высшей школе" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.