Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 79 | 79 | 79 | 79 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | опираясь на знания студентов, полученные при изучении «Методики преподавания истории в школе», через изучение тенденций развития высшего исторического образования, его содержания, методов формирования системного профессионального мышления, сформировать знания о технологиях организации обучения и способах воспитания, активное освоение теоретических основ и практических умений деятельности в области преподавания курса «История» в высшей школе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-5 | способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов |
ПК-6 | владение навыками практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории, работу в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
ПК-7 | способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей |
ПК-8 | способность к применению современных современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -основы педагогической деятельности в преподавании курса истории, работу в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования - организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям, и отражающих специфику предметной области. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей; - проектировать образовательные программы и индивидуальные образовательные траектории. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками применения современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности; - разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала; - овладение методами формирования умений самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей; - овладение основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. | ||||||
1.1. | Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Современное развитие высшего образования в России и за рубежом | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Проектирование образовательного процесса. | ||||||
2.1. | Проектирование образовательного процесса. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Стандарты высшего образования. | Практические | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Проектирование образовательного процесса | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Организация обучения, формы и виды учебных занятий, самостоятельная работа студентов. | ||||||
3.1. | Организация обучения, формы и виды учебных занятий, самостоятельная работа студентов. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе | Практические | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Семинарские занятия в высшей школе. | Практические | 3 | 6 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Организация обучения, формы и виды учебных занятий, самостоятельная работа студентов. | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Система средств и методов преподавания курса «Истории» в высшей школе. | ||||||
4.1. | Система средств и методов преподавания курса «Истории» в высшей школе. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Система средств и методов преподавания курса «Истории» в высшей школе | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Организация педагогического контроля в высшей школе. | ||||||
5.1. | Организация педагогического контроля в высшей школе. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Организация педагогического контроля в высшей школе | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Инновационные технологии реализации учебного процесса | ||||||
6.1. | Инновационные технологии реализации учебного процесса | Практические | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Познавательная и исследовательская деятельность студентов | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Инновационные технологии реализации учебного процесса | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя. | ||||||
7.1. | Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Экзамен | 3 | 27 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Роль высшего образования в современной цивилизации. Место университета в российском образовательном пространстве. 2. Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. Интеграционные процессы в современном образовании. 3. Воспитательная компонента в профессиональном образовании. 4. Информатизация образовательного процесса. Болонская система и Российская высшая школа. 5. Современная концепция высшего образования. 6. ФГОС ВО по направлению подготовки 46.03.01 История 7. Учебные планы. Профессиональные образовательные программы 8. Лекции. Семинары и просеминары. Практические и лабораторные занятия 9. Управление самостоятельной работой студентов: подготовка студентов к занятиям, изучение литературы 10. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ и проектов. Педагогическая практика студентов. Внеаудиторная работа в вузе, НИРС 11. Проверка и оценивание знаний в высшей школе 12. Виды и формы проверки знаний 13. Рейтинговый контроль знаний 14. Функции преподавателя и его роли. Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя 15. Особенности педагогического общения в вузе. Стиль общения: особенности коммуникативных возможностей педагога. Основы коммуникационной культуры педагога 16. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Новые лекционные формы: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-конференция 17. Инновационные технологии реализации учебного процесса Исследовательская деятельность студентов как часть их профессиональной подготовки. Способы получения и переработки информации. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкарлупина, Г.Д. | Теория и методика преподавания истории и обществознания : учебно-методическое пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Н. Ю. Колокольцева, Т . Н. Соболева | Методика преподавания истории: учеб. пособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Студеникин, М.Т. | Методика преподавания истории в русской школе ХIХ – начала ХХ в. : монография | М. : Изд-во «Прометей», 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э3 | Курс на Moodle "Методика преподавания истории в высшей школе" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |