Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; место России в мировом сообществе, ее взаимосвязи с Западом и Востоком, вклад в мировую цивилизацию, специфические особенности ее развития; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи; руководствуясь принципами научной объективности и историзма извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения; понимать и оценивать достижения культуры, зная исторический контекст их создания. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; владеть опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения; использует исторические знания для характеристики развития современной цивилизации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс "История». | ||||||
1.1. | История в системе социально-гуманитарных наук | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
1.2. | История как наука. Сущность, функции и развитие исторического знания. Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) /Ср/ | Сам. работа | 1 | 1 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире | ||||||
2.1. | Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. /Лек | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.2. | Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. /Ср/ | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.3. | Формирование духовного единства древнерусского общества. | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в | ||||||
3.1. | Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. /Лек/ | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.2. | Европа и кочевая агрессия XIII в.: основные этапы и последствия. Своеобразие отношений Руси и Орды. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.3. | Внешняя агрессия на Русь XIII в. | Практические | 1 | 2 | Л2.2 | |
3.4. | Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. /Ср/ | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв. | ||||||
4.1. | Этапы объединения земель Великороссии. /Лек/ | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
4.2. | Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России. /Лек/ | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
4.3. | Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. /Ср/ | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
4.4. | Опричнина Ивана Грозного, 1565–1572 гг. | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации | ||||||
5.1. | «Смутное время» в истории России. Россмя при первых Романовых. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.2. | Смутное время в России рубежа XVI–XVII вв. | Практические | 1 | 2 | Л2.2 | |
5.3. | XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия /Лек/ | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.4. | Реформы Петра I. Изменение системы управления. Россия в эпоху «дворцовых переворотов». | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.5. | «Просвещенный абсолютизм» как феномен развития Европы XVIII в. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.6. | Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Последствия Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и значение /Ср/ | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации | ||||||
6.1. | Российская империя в XIX в. Правление Александра I и Николая I. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. /Лек/ | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
6.2. | Россия во второй половине XIX в. /Лек/ | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
6.3. | Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. /Ср/ | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
6.4. | Внешняя политика России в XIX в. /Ср/ | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
6.5. | Декабризм в истории России | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках. | ||||||
7.1. | Российская экономика конца XIX–начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины /Лек/ | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.2. | Русские революции: причины, этапы, итоги | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.3. | Советская модернизация. Опыт формирования политической системы. /Лек/ | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.4. | СССР в 1945 - 1991 гг. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.5. | Современная РФ (1991 - 2012 гг.) | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.6. | Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. /Ср/ | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.7. | Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт. /Ср/ | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.8. | Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, основные этапы развития. /Ср/ | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.9. | Россия в начале XXI века. Политические реформы 2000–2010 гг.: укрепление «вертикали власти», реформа избирательной системы, реформа Конституции. Партийная система и Закон о партиях 2001 г. Экономическое развитие. Национальные проекты. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. /Ср/ | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.10. | Великая российская революция: предпосылки, альтернативы, историческое значение | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.11. | Мир после Второй мировой войны. Истоки «холодной войны» | Практические | 1 | 2 | Л2.2 | |
7.12. | СССР в период «перестройки».1985–1991 гг. | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. История как наука: основные подходы к изучению истории, периодизация, источники. 2. Великое переселение народов III–V вв. и славянский мир. Восточные славяне в древности. 3. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. 4. Политическая раздробленность: проблема хронологии, причины и предпосылки данного явления. 5. Характеристика отдельных земель в период раздробленности (на примере Галицко-Волынского, Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств). 6. Политическая раздробленность в Киевской Руси и феодальная раздробленность в Европе. 7. Монголо – татарское завоевание: причины, этапы, последствия. 8. Агрессия европейских феодалов - рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра Невского. 9. Сравнительный анализ развития феодализма в России и Европе. 10. Возвышение Москвы: причины, хронологические рамки. 11. Начальный этап объединения Великороссии. Значение военно-религиозной деятельности Ивана Калиты. 12. Дмитрий Донской и всемирно-историческое значение Куликовской битвы. 13. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. 14. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России. 15. Основные проблемы и направления внешней политики России в XVI в. 16. Европейская цивилизация в условиях Нового времени. 17. «Смута» в России – период национального кризиса. 18. Особенности политического и социально-экономического развития России в XVII в. 19. Европеизация Петра I. 20. Политика «просвещенного абсолютизма» в России и Европе в XVIII в. 21. Рост территории России в XVIII в. 22. Тенденции социально-экономического развития Европы в XIX в. 23. Развитие политической системы Российской империи в XIX в. 24. Общественно-политическое движение в Российской империи в XIX в. 25. Международная система в XIX в. «Блоковая политика». 26. Россия и мир в начале XX в. 27. Первая русская революция 1905-1907 гг. Третьиюньская монархия. 28. Мир накануне и во время Первой мировой войны. Версальско - Вашингтонская система. 29. Россия от февраля к октябрю в 1917 г. 30. Формирование советской политической системы в 1920 – 1930-е гг. 31. Экономическая политика советского государства в 1920 – 1930-е гг. 32. Развитие мира между Первой и Второй мировыми войнами (1918 – 1939 гг.). 33. СССР в 1945 – 1991 гг. 34. «Холодная война»: понятие, причины, этапы, итоги. 35. Кризис советской системы 1991 г. Распад СССР. 36. Современная Россия в 1990 – 2000-е годы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кириллов, В. В. | История России : учебное пособие для академического бакалавриата : | М. : Издательство Юрайт, , 2016 | www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57 |
Л1.2 | Орлов, А.С. | Основы курса истории России : учебник : | М. : Проспект, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251759 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева | История: Россия и мир: учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки: | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. | История России: учебное пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC |
Л2.3 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
Л2.4 | Колокольцева, Наталья Юрьевна; Пожарская, Ксения Александровна | Учебная программа курса "История": для бакалавров непрофильных направлений подготовки: | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.5 | науч. ред. и сост. В. А. Скубневский, Т . Н. Соболева | История России (с древнейших времен до конца XIX в.): Курс лекций | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Курс на Moodl "История" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |