МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат исторических наук, доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):
доктор исторических наук, профессор, Е.В. Демчик

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.движущие силы и закономерности исторического процесса;
место человека в историческом процессе, политической организации общества;
место России в мировом сообществе, ее взаимосвязи с Западом и Востоком, вклад в мировую цивилизацию, специфические особенности ее развития;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
3.2.Уметь:
3.2.1.преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;
руководствуясь принципами научной объективности и историзма извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
понимать и оценивать достижения культуры, зная исторический контекст их создания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
владеть опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения;
использует исторические знания для характеристики развития современной цивилизации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс "История».
1.1. История как наука. Сущность, функции и развитие исторического знания. Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире
2.1. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Лекции 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.2. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.3. Формирование духовной культуры древнерусского общества Практические 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в
3.1. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.2. Европа и кочевая агрессия XIII в.: основные этапы и последствия. Своеобразие отношений Руси и Орды. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.3. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Этапы объединения земель Великороссии. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
4.2. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
4.3. Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв.Московская Русь в XVI в Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации
5.1. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
5.2. Реформы Петра I. Изменение системы управления. Россия в эпоху «дворцовых переворотов». Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
5.3. «Просвещенный абсолютизм» как феномен развития Европы XVIII в. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
5.4. Эволюция монархии в России в XVII-XVIII вв.: сословно - представительная, самодержавная монархия, абсолютизм Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации
6.1. Российская империя в XIX в. Правление Александра I и Николая I. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
6.2. Россия во второй половине XIX в. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
6.3. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. Сам. работа 1 6 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
6.4. Внешняя политика России в XIX в. Сам. работа 1 5 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
6.5. Декабристы и идея конституции в первой половине XIX в. Практические 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
6.6. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Российская экономика конца XIX–начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
7.2. Русские революции: причины, этапы, итоги Практические 1 4 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
7.3. Советская модернизация. Опыт формирования политической системы. Лекции 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
7.4. СССР в 1945 - 1991 гг. Сам. работа 1 6 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
7.5. Современная РФ (1991 - 2012 гг.) Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
7.6. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. Сам. работа 1 6 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
7.7. Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт. Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
7.8. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, основные этапы развития. Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
7.9. Россия в начале XXI века. Политические реформы 2000–2010 гг.: укрепление «вертикали власти», реформа избирательной системы, реформа Конституции. Партийная система и Закон о партиях 2001 г. Экономическое развитие. Национальные проекты. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. Сам. работа 1 8 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
7.10. Октябрь 1917 г.: предпосылки, альтернативы, историческое значение Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
7.11. Становление российской государственности в 1990-е годы Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. История как наука: основные подходы к изучению истории, периодизация, источники.
2. Великое переселение народов III–V вв. и славянский мир. Восточные славяне в древности.
3. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
4. Политическая раздробленность: проблема хронологии, причины и предпосылки данного явления.
5. Характеристика отдельных земель в период раздробленности (на примере Галицко-Волынского, Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств).
6. Политическая раздробленность в Киевской Руси и феодальная раздробленность в Европе.
7. Монголо – татарское завоевание: причины, этапы, последствия.
8. Агрессия европейских феодалов - рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра Невского.
9. Сравнительный анализ развития феодализма в России и Европе.
10. Возвышение Москвы: причины, хронологические рамки.
11. Начальный этап объединения Великороссии. Значение военно-религиозной деятельности Ивана Калиты.
12. Дмитрий Донской и всемирно-историческое значение Куликовской битвы.
13. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв.
14. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России.
15. Основные проблемы и направления внешней политики России в XVI в.
16. Европейская цивилизация в условиях Нового времени.
17. «Смута» в России – период национального кризиса.
18. Особенности политического и социально-экономического развития России в XVII в.
19. Европеизация Петра I.

УП: 030300_62-09-1234-2623.plm.xml стр. 8
20. Политика «просвещенного абсолютизма» в России и Европе в XVIII в.
21. Рост территории России в XVIII в.
22. Тенденции социально-экономического развития Европы в XIX в.
23. Развитие политической системы Российской империи в XIX в.
24. Общественно-политическое движение в Российской империи в XIX в.
25. Международная система в XIX в. «Блоковая политика».
26. Россия и мир в начале XX в.
27. Первая русская революция 1905-1907 гг. Третьиюньская монархия.
28. Мир накануне и во время Первой мировой войны. Версальско - Вашингтонская система.
29. Россия от февраля к октябрю в 1917 г.
30. Формирование советской политической системы в 1920 – 1930-е гг.
31. Экономическая политика советского государства в 1920 – 1930-е гг.
32. Развитие мира между Первой и Второй мировыми войнами (1918 – 1939 гг.).
33. СССР в 1945 – 1991 гг.
34. «Холодная война»: понятие, причины, этапы, итоги.
35. Кризис советской системы 1991 г. Распад СССР.
36. Современная Россия в 1990 – 2000-е годы.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кириллов, В. В. История России : учебное пособие для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, , 2016 www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева История: Россия и мир: учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1186
Л2.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
Л2.3 Мокроусова, Л. Г. История России : учебное пособие для вузов: М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC
Л2.4 Колокольцева, Наталья Юрьевна; Пожарская, Ксения Александровна Учебная программа курса "История": для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/936
Л2.5 науч. ред. и сост. В. А. Скубневский, Т . Н. Соболева История России (с древнейших времен до конца XIX в.): Курс лекций Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/445
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э2 Курс на Moodl "История" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3105
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.