МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура информационного общества
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Культура информационного общества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование информационной грамотности студентов, освоение ими знаний и умений рационального поиска, отбора, учета, анализа, обработки и использования информации в профессиональной деятельности в контексте современной информатизации общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен выявлять информационные потребности пользователей, анализировать требования к информационному ресурсу.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы оценки качества информации, основные информационно-коммуникационные технологии и основы информационной безопасности, возможности профессионального развития в контексте информатизации современного общества
3.2.Уметь:
3.2.1.отбирать и описывать лучшие профессиональные кейсы с помощью информационно-коммуникационных технолгий, собирать и работать с источниками информации по профессиональной проблематике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оценки качества профессиональной и образовательной информации, оценки образовательного потенциала ресурсов сети Интернет, поиска профессионально важной информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории информации. Понятие информационной культуры
1.1. Основные теоретические понятия дисциплины: информация, коммуникация, информационная культура, информационное общество Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Научные подходы к исследованию современной информационной культуры Практические 7 2 ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.3. Ключевые научные исследования современной информационной культуры Сам. работа 7 13 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Направления информатизации современного общества
2.1. Компьютеризация как основа развития современного информационного общества. Современные коммуникационные технологии. Лекции 7 4 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Влияние компьютерных сетей на современную культуру. Интернет. Облачные технологии и распределенные вычисления. Практические 7 4 ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Понятие искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности Лекции 7 2 ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Применение высокопроизводительных нейросетевых алгоритмов для анализа и обработки данных Практические 7 2 ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Использование информационных технологий в профессиональных проектах Сам. работа 7 8 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Информационная грамотность как образовательная цель личности
3.1. Понятие информационной, медийной и цифровой грамотности. Виды информационной грамотности. Лекции 7 2 ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Исследовательские проекты по цифровой грамотности Сам. работа 7 4 ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Информационная грамотность как основа информационной безопасности. Этические и правовые нормы при работе с информацией. Практические 7 2 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.4. Понятие культуры мышления. Анализ, систематизация, интерпретация, обобщение фактов. Критическое мышление и дизайн-мышление в контексте развития информационной культуры Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.5. Поиск, систематизация и хранение цифровой информации. Основы работы в поисковых системах Интернета. Алгоритм поиска в образовательных ресурсах сети Интернет. Практические 7 4 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.6. Проектирование персональной информационной среды Сам. работа 7 8 ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Информационная-образовательная среда как компонент профессионального развития
4.1. Информационно-образовательная среда вуза на примере Алтайского государственного университета Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.2. Научная библиотека университета и электронная библиотечная система. Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ. Алгоритм поиска в алфавитном и систематическом каталогах. Практические 7 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.3. Основы библиографического поиска и описания документов Сам. работа 7 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.4. Правила оформления научных публикаций. Реферирование и аннотирование публикаций. Библиографическое описание документа Практические 7 2 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.5. Научная и профессиональная информация в сети Интернет. Образовательный потенциал сети Интернет Лекции 7 4 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.6. Развитие профессиональной компетентности на основе информационной и библиографической культуры Сам. работа 7 8 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.7. Экзамен 7 27 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соловьев А.В. Культура информационного общества: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221654
Л1.2 Гухман В. Б. Информационная цивилизация: учебное пособие: учебное пособие Директ-Медиа, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=493598
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/125
Л2.2 Жданова, С.Н. Информационная культура личности: социально-педагогический аспект: учебное пособие Москва : ФЛИНТА,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482645
Л2.3 Луценко Л. М. , Котляр Н. П. Социально-философские аспекты развития информационного общества: учебное пособие: учебное пособие Альтаир, МГАВТ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430325
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 https://e.lanbook.com/book/2504
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный портал Newtonew.com newtonew.com
Э2 Единое окно доступа к информационным ресурсам window.edu.ru
Э3 Портал "Открытое образование" openedu.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ // https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6260 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6260
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы. Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере информационной культуры. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования информационных технологий в профессиональных проектах.
Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы уровня бакалавриата.