МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка прикладных программных решений на основе объектно-ориентированного подхода

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Разработка прикладных программных решений на основе объектно-ориентированного подхода

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно видеть этапы и процесс разработки программных продуктов.
Главная задача курса сформировать целостное представление о методах и подходах объектно-ориентированного анализа и проектирования программно-аппаратных комплексов, помочь овладеть практическим опытом проектирования программных продуктов с применением унифицированного языка моделирования UML (Unified Modeling Language) в современной среде проектирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен проектировать архитектуру ИС предприятий и организаций в прикладной области
ПК-5 Способен использовать передовые методы оценки качества,надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС
ПК-6 Способен использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов
ПК-7 Способен интегрировать компоненты и сервисы ИС
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию (понятийный аппарат) объектно-ориентированного анализа, проектирования, программирования и тестирования программных систем;
этапы и стадии разработки программных продуктов;
базовые принципы объектно-ориентированного моделирования систем и принципы проектирования сложных систем;
технологию разработки проекта программной системы на базе унифицированного языка UML;
способы (шаблоны) и этапы построения проекта в среде моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять системный анализ предметной области для построения концептуальных схем разрабатываемого проекта;
создавать модели и диаграммы согласно концепции MDA в современной прикладной среде проектирования;
применять на практике основные шаблоны построения проекта в современной среде проектирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современным инструментарием проектирования программных продуктов;
методами объектно-ориентированного анализа при проектировании программных продуктов для различных предметных областей (в рамках направления обучения);
технологией анализа проектов программных продуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Объектно-ориентированная методология
1.1. Введение. Принципы ООП. Архитектура MDA Лекции 3 1 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.2. Использование шаблонов для создания моделей в Rational Software Architect Сам. работа 3 8 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.3. Диаграммы прецедентов Лекции 3 1 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.4. Содание диаграммы прецедентов в Rational Software Architect Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.5. Содание диаграммы прецедентов для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 3 10 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.6. Диаграммы деятельности Лекции 3 1 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.7. Содание диаграммы деятельности в Rational Software Architect Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.8. Содание диаграммы деятельности для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 3 8 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.9. Диаграммы классов Лекции 3 2 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.10. Содание диаграммы классов в Rational Software Architect Лабораторные 3 4 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.11. Содание диаграммы классов для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 3 10 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.12. Диаграммы последовательности Лекции 3 2 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.13. Содание диаграммы последовательности в Rational Software Architect Лабораторные 3 4 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.14. Содание диаграммы последовательности для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 3 10 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.15. Диаграммы состояния Лекции 3 2 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.16. Содание диаграммы состояния в Rational Software Architect Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.17. Содание диаграммы состояния для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 3 12 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.18. Диаграммы компонентов Лекции 3 2 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.19. Содание диаграммы компонентов в Rational Software Architect Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.20. Содание диаграммы компонентов для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 3 10 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.21. Диаграммы развёртывания (размещения) Лекции 3 1 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.22. Содание диаграммы развёртывания в Rational Software Architect Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1
1.23. Содание диаграммы развёртывания для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 3 10 ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Леоненков, А. Нотация и семантика языка UML: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов Методические основы управления ИТ-проектами : учебник: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 IBM developerWorks www.ibm.com
Э2 Object Management Group - UML www.uml.org
Э3 Курс в Moodle "Разработка прикладных программных решений на основе объектно-ориентированного подхода" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice,
IBM Rational Software Architect Designer.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3048