МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сопровождение и адаптация программного обеспечения организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Сопровождение и адаптация программного обеспечения организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.техн.наук, профессор Псарёв В.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.техн.наук, профессор Псарёв В.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение особенностей реализации процессов сопровождения и адаптации прикладных программных продуктов в условиях повышения требований к эффективности эксплуатации элементов информационной инфраструктуры организаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью принимать участие во внедрении, адаптации и настройке информационных систем
ПК-11 способностью эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы
ПК-12 способностью проводить тестирование компонентов программного обеспечения ИС
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• особенности функционирования и ограничения программного обеспечения отраслевой направленности;
• причины возникновения проблем совместимости программного обеспечения;
• инструменты разрешения проблем совместимости программного обеспечения;
• методы устранения проблем совместимости программного обеспечения;
• основные приложения систем CRM;
• ключевые показатели управления обслуживанием;
• принципы построения систем мотивации сотрудников;
• бизнес-процессы управления обслуживанием;
• принципы визуального представления информации;
• технологии продвижения информационных ресурсов;
• жизненный цикл программного обеспечения;
• назначение, характеристики и возможности программного обеспечения отраслевой направленности;
• критерии эффективности использования программных продуктов;
• виды обслуживания программных продуктов;
• основные задачи сопровождения информационной системы;
• регламенты по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы;
• типы тестирования;
• характеристики и атрибуты качества;
• методы обеспечения и контроля качества;
• терминология и методы резервного копирования;
• отказы системы; восстановление информации в информационной системе;
• задачи и функции информационных систем;
• основные модели построения информационных систем, их структуру, особенности и области применения;
• особенности программных средств, используемых в разработке информационных систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.• определять приложения, вызывающие проблемы совместимости;
• определять совместимость программного обеспечения;
• выбирать методы для выявления и устранения проблем совместимости;
• управлять версионностью программного обеспечения;
• проводить интервьюирование и анкетирование;
• определять удовлетворенность клиентов качеством услуг;
• работать в системах CRM;
• осуществлять подготовку презентации программного продукта;
• проводить презентацию программного продукта;
• осуществлять продвижение информационного ресурса в сети Интернет;
• выбирать технологии продвижения информационного ресурса в зависимости от поставленной задачи;
• инсталлировать программное обеспечение отраслевой направленности;
• осуществлять мониторинг текущих характеристик программного обеспечения;
• проводить обновление версий программных продуктов;
• вырабатывать рекомендации по эффективному использованию программных продуктов;
• консультировать пользователей в пределах своей компетенции;
• осуществлять сопровождение информационной системы, настройку под конкретного пользователя, согласно технической документации;
• поддерживать документацию в актуальном состоянии;
• идентифицировать технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации системы;
• производить документирование на этапе сопровождения;
• использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы оценки экономической эффективности информационной системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками выявления и разрешения проблем совместимости профессионально ориентированного программного обеспечения;
• приемами работы с системами управления взаимоотношений с клиентом;
• навыками продвижения и презентации программной продукции;
• навыками обслуживания, тестовых проверок, настройки программного обеспечения отраслевой направленности;
• навыками инсталляции, настройки и сопровождения информационной системы;
• навыками выполнения регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы;
• навыками участия в экспериментальном тестировании информационной системы на этап опытной эксплуатации;
• навыками разработки фрагментов документации по эксплуатации информационной системы;
• навыками участия в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ПО, как часть архитектуры предприятия
1.1. Основные понятия дисциплины. Архитектура предприятия. Домены архитектуры предприятия Лекции 7 2 ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-10 Л2.2, Л1.1
1.3. Программная архитектура. Состав программной архитектуры. Модели и инструменты управления портфелем программной архитектурой. Влияние архитектуры приложений на инфраструктуру. Национальная программная платформа. Лекции 7 4 ПК-10 Л2.2, Л1.1
1.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 ПК-10 Л2.2, Л1.1
1.5. Портфель прикладных систем Лабораторные 7 4 ПК-10, ПК-12 Л2.2
1.6. Доработка лабораторнй работы Сам. работа 7 4 ПК-10, ПК-12 Л2.2
1.7. Установка ПО Лабораторные 7 6 ПК-10, ПК-11 Л1.2
1.8. Доработка лабораторнй работы Сам. работа 7 4 ПК-10, ПК-11 Л1.2
1.9. Установка веб-приложений Лабораторные 7 4 ПК-10, ПК-11 Л1.2
1.10. Доработка лабораторнй работы Сам. работа 7 4 ПК-10, ПК-11 Л1.2
Раздел 2. Сопровождение программного обеспечения
2.1. Место сопровождения в жизненном цикле ПО. Процессы сопровождения жизненного цикла ПО. Нормативные документы для поддержки процессов ЖЦ. Основы сопровождения ПО. Ключевые вопросы сопровождения. Аутсорсинг. Стадия сопровождения. Техники сопровождения. Лекции 7 8 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 8 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1
2.3. Help Desk Лабораторные 7 4 ПК-11, ПК-12 Л1.2
2.4. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.2
2.5. Управление конфигурацией. Лекции 7 1 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.6. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.7. Управление конфигурацией. Лабораторные 7 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.8. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 7 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.9. Управление рисками. Лекции 7 1 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.10. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.11. Управления рисками. Лабораторные 7 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.12. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 7 3 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Скрипник Д. А. ITIL. IT Service Management по стандартам V.3.1: Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» - ЭБС "ОНЛАЙН", 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Долженко А. И. Управление информационными системами: практическое пособие Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2008 biblioclub.ru
Л2.2 Данилин А.В., Слюсаренко А.И. Архитектура предприятия: Интернет-университет информационных технологий, 2007 www.intuit.ru
Л2.3 Петрухин В. А., Лаврищева Е. М. Методы и средства инженерии программного обеспечения: Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Форум по информационным технологиям citforum.ru
Э2 Национальный открытый университет "Интуит" www.intuit.ru
Э3 Открытые системы www.osp.ru
Э4 Курс в Moodle "Сопровождение и адаптация программного обеспечения организации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice/Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
Oracle VirtualBox,
GNU/Linux (любой, общего назначения, с поддержкой репозитория),
стандартный набор утилит Linux,
ПО из репозитория GNU/Linux,
IBM Rational Software Architect Designer (дистрибутив),
Alfresco (дистрибутив),
Drupal (дистрибутив),
Microsoft Windows.
7-Zip.
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3028