Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | 4 (7) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 23 | 12 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Практические | 36 | 36 | 18 | 18 | 54 | 54 |
Сам. работа | 54 | 54 | 153 | 153 | 207 | 207 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 216 | 216 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "Методика профессионального обучения" является формирование профессиональных компетенций, востребованных в методической работе преподавателя, подготовка педагогов-дизайнеров для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-1 | способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена |
ПК-3 | способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО |
ПК-8 | готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - нормативные документы, регламентирующие содержание образования и обучения в профессиональных образовательных учреждениях; - основные требования, содержание, методику профессиональной подготовки специалистов; - методы обучения и формирования профессиональных знаний и навыков; - теоретические основы проектирования форм организации учебной деятельности; - дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств; - сущность, содержание и структуру образовательного процесса; - формы средства и методы педагогической деятельности; - профессиональную лексику. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить разные типы и виды занятий по теоретическому и практическому обучению в учреждениях профессионального образования; - выбирать средства и методы обучения, оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации; - разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях; - проводить самодиагностику педагогических способностей и умений, профессионально значимых качеств личности педагога. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - приемами анализа, проектирования, оценки и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе; - навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения; - методиками проектирования педагогических технологий для подготовки современного специалиста; - навыками адаптации методических разработок к условиям реального учебного процесса в профессиональных учебных заведениях; - навыки самостоятельной работы со специальной и справочной литературой. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи методики профессионального обучения | ||||||
1.1. | Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Работа с лекционным материалом. Подготовка к семинару | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
1.3. | Системность компонентов процесса профессионального обучения | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-3, ПК-8 | Л1.1 |
1.4. | Разработка идеи методического проекта | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1 |
Раздел 2. Содержание профессионального образования и обучения | ||||||
2.1. | Сущность методической работы педагога профессионального образования | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
2.2. | Основы отбора содержания профессионального образования | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
2.3. | Анализ профессиограмм, профессиональных и образовательных стандартов. Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Понятие профессии и специальности | Практические | 6 | 4 | ПК-3 | Л1.1 |
2.5. | Структура методического проекта | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Средства обучения и формы наглядного представления учебной информации | ||||||
3.1. | Понятие средств обучения и их виды | Лекции | 6 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Подготовка к семинару. Подготовка и выполнение теста в электронном курсе | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-1 | Л1.1 |
3.3. | Виды учебных изданий | Практические | 6 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Принцип наглядности обучения и его реализация в современном профессиональном образовании | Лекции | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Современные средства и способы визуализации учебной информации | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Современные технические средства обучения и информационные технологии в образовании | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Выполнение задания по теме "Технические средства обучения" в электронном курсе | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Понятие, сущность,классификация методов и форм обучения | ||||||
4.1. | Понятие метода обучения. Выбор метода обучения | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1 |
4.2. | Работа с лекционным материалом. Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1 |
4.3. | Применение активных и интерактивных методов обучения | Практические | 6 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
4.4. | Виды словесных методов обучения | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
4.5. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Словесные методы обучения: практикум | Практические | 6 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
4.7. | Подготовка к тесту в электронном курсе. Подготовка к итоговому собеседованию по семестру | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Инновационные методы обучения в профессиональном образовании. Итоговое занятие семестра | Практические | 6 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.9. | Зачет | 6 | 0 | ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Дидактическое проектирование | ||||||
5.1. | Сущность дидактического проектирования. Дидактические цели. Таксономия дидактических целей | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
5.2. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
5.3. | Семинар-дискуссия: Дидактические принципы в современном профессиональном образовании | Практические | 7 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
5.4. | Характеристика методов организации и мотивации обучения. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1 |
5.5. | Эссе "Развитие творческого мышления в профессиональном образовании" | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1 |
5.6. | Работа с лекционным материалом. Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 7 | 9 | ПК-1 | Л1.1 |
5.7. | Семинар-дискуссия: организационные формы обучения: выбор,актуальность, продуктивность | Практические | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
5.8. | Функции и виды самостоятельной работы учащихся | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.9. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
5.10. | Организация самостоятельной работы студентов | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
5.11. | Разработка заданий для самостоятельной работы учащихся | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
5.12. | Принципы проектирования учебного курса | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л2.1 |
5.13. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 7 | 0 | ПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.14. | Разработка тематического плана дисциплины | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
5.15. | Основы проектирования учебного занятия | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.16. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
5.17. | Разработка технологической карты занятия | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
5.18. | Разработка технологической карты практического занятия. Подготовка к тестированию и выполнение теста в электронном курсе | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 6. Контроль знаний и контроль качества учебного процесса | ||||||
6.1. | Сущность, виды и формы дидактического контроля. Особенности балльно-рейтинговой системы оценивания | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-8 | Л1.1 |
6.2. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-8 | Л1.1 |
6.3. | Дидактический контроль результатов учения | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1 |
6.4. | Понятие контрольно-оценочных средств и контрольно-измерительных материалов. Фонд оценочных средств | Лекции | 7 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
6.5. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
6.6. | Методика составления тестовых заданий | Практические | 7 | 4 | ПК-8 | Л1.1 |
6.7. | Учет индивидуальных особенностей учащихся в проектировании учебного процесса и преподавании дизайна | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1 |
6.8. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-8 | Л1.1 |
6.9. | Индивидуализация и дифференциация обучения | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1 |
6.10. | Применение метода учебного портфолио в современном образовании | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-8 | Л1.1 |
6.11. | Разработка варианта применения метода портфолио в учебной дисциплине | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-1, ПК-3, ПК-8 | Л1.1 |
6.12. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 7 | 0 | ПК-8 | Л1.1 |
6.13. | Мониторинг качества учебного процесса: дискуссия | Практические | 7 | 4 | ПК-1, ПК-3, ПК-8 | Л1.1 |
6.14. | Разработать вариант организации итогового контроля | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1 |
6.15. | Подготовка к тестированию. Выполнение теста в электронном курсе | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-8 | Л1.1 |
6.16. | Экзамен | 7 | 27 | ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кузнецов В. | МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. Слизковой Е.В. | ВИДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. ПОДГОТОВКА ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАНОГО ПЕДАГОГА. Практическое пособие: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании. Учебник | lit.lib.ru | ||
Э2 | Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие | window.edu.ru | ||
Э3 | Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь | slovo.yaxy.ru | ||
Э4 | Электронный курс "Методика профессионального обучения" на Едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Освоение курса «Методики профессионального обучения» проходит в форме лекционных, практических и самостоятельных занятий на основе изучении теоретических и практических основ педагогической деятельности в дизайн-образовании. На лекционные занятия выносятся наиболее важные и сложные темы, на практических и самостоятельных занятиях студенты углубляют или расширяют знания по теоретическим вопросам дисциплины. Программой предусматривается выполнение самостоятельных заданий, которые представляются и анализируются на практических занятиях. Это подготовка дидактических материалов для обсуждения их на семинарах, выполнение образцов заданий, составление конспектов и карт уроков теоретического и производственного обучения, разработка планов и программ обучения. Основная цель практических и самостоятельных работ - расширить и углубить знания студентов по теоретическим вопросам, а также приобрести навыки, необходимые для осуществления педагогической деятельности в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Программой предусмотрены разработки конспектов и карт занятий, выполнение эскизов наглядного материала к ним, разработка программ. Успешному освоению программы способствует регулярное планомерное освоение теоретического и практического материала, запись лекций, работа с литературой. |