МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика профессионального обучения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 3
курсовая работа: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доц., О.А Шелюгина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Методика профессионального обучения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Методика профессионального обучения" является формирование профессиональных компетенций, востребованных в методической работе преподавателя, подготовка педагогов в области дизайна и декоративно-прикладного искусства для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального и дополнительного образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена
ПК-3 способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО
ПК-8 готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные документы, регламентирующие содержание образования и обучения в профессиональных образовательных учреждениях;
- основные требования, содержание, методику профессиональной подготовки специалистов;
- методы обучения и формирования профессиональных знаний и навыков;
- теоретические основы проектирования форм организации учебной деятельности;
- дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств;
- сущность, содержание и структуру образовательного процесса;
- формы средства и методы педагогической деятельности;
- профессиональную лексику.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить разные типы и виды занятий по теоретическому и практическому обучению в учреждениях профессионального и дополнительного образования;
- выбирать средства и методы обучения, оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации;
- разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях;
- проводить самодиагностику педагогических способностей и умений, профессионально значимых качеств личности педагога.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- приемами анализа, проектирования, оценки и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе;
- навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения;
- методиками проектирования педагогических технологий для подготовки современного специалиста;
- навыками адаптации методических разработок к условиям реального учебного процесса в профессиональных учебных заведениях;
- навыки самостоятельной работы со специальной и справочной литературой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи методики профессионального обучения
1.1. Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний Лекции 3 2 ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Педагогический процесс как система Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л1.1
1.3. Системность компонентов процесса профессионального обучения Практические 3 2 ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.4. Понятийно-терминологический аппарат дисциплины. Ключевые исследования по проблематике дисциплины Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Содержание профессионального образования и обучения
2.1. Сущность методической работы педагога профессионального образования Лекции 3 2 ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л1.1
2.2. Основы отбора содержания профессионального образования Сам. работа 3 12 ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л1.1
2.3. Анализ профессиограмм, профессиональных и образовательных стандартов Сам. работа 3 12 ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.4. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Понятие профессии и специальности Сам. работа 3 6 ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л1.1
2.5. Изучение федерального закона "Об образовании Российской Федерации" и выполнение задания в электронном курсе Сам. работа 3 6 ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Средства обучения и формы наглядного представления учебной информации
3.1. Понятие средств обучения и их виды. Виды учебных изданий Практические 3 2 ПК-1 Л1.1
3.2. Современные технические средства обучения и информационные технологии в образовании Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-8 Л1.1
3.3. Принцип наглядности обучения и его реализация в современном профессиональном образовании. Современные средства и способы визуализации учебной информации. Сам. работа 3 12 ПК-8 Л1.1
3.4. Выбор темы и подготовка материалов для выполнения курсовой работы Сам. работа 3 20 ПК-1, ПК-3 Л1.1
3.5. Зачет 3 4 ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 4. Понятие, сущность,классификация методов и форм обучения
4.1. Понятие метода обучения. Выбор метода обучения Лекции 3 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1
4.2. Виды словесных методов обучения Практические 3 2 ПК-1 Л1.1
4.3. Применение активных и интерактивных методов обучения Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-1, ПК-8 Л1.1
4.4. Подготовка к проведению лекционного занятия, отбор содержания лекции, разработка целей и структуры занятия, формы проведения лекции Сам. работа 3 16 ПК-1 Л1.1
4.5. Практические аспекты проведения лекционного занятия Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.6. Инновационные методы обучения в профессиональном образовании. Сам. работа 3 8 ОК-5, ПК-1 Л1.1
Раздел 5. Дидактическое проектирование
5.1. Сущность дидактического проектирования. Дидактические цели. Таксономия дидактических целей Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1
5.2. Дидактические принципы в современном профессиональном образовании Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1
5.3. Организационные формы обучения: выбор,актуальность, продуктивность Лекции 3 2 ОК-5, ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.4. Организация самостоятельной работы студентов Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1
5.5. Принципы проектирования учебного курса. Разработка тематического плана дисциплины Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-3 Л1.1
5.6. Основы проектирования учебного занятия. Технологическая карта занятия Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-3 Л1.1
Раздел 6. Контроль знаний и контроль качества учебного процесса
6.1. Сущность, виды и формы дидактического контроля. Особенности балльно-рейтинговой системы оценивания. Мониторинг качества учебного процесса Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1
6.2. Дидактический контроль результатов учения. Понятие контрольно-оценочных средств и контрольно-измерительных материалов. Фонд оценочных средств Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1
6.3. Методика составления тестовых заданий Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1
6.4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в проектировании учебного процесса и преподавании дизайна. Применения метода портфолио в современном образовании Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1
6.5. Работа над структурой и содержанием курсовой работы Сам. работа 3 17 ПК-1, ПК-8 Л1.1
6.6. Экзамен 3 9 ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Слизковой Е.В. ВИДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. ПОДГОТОВКА ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАНОГО ПЕДАГОГА. Практическое пособие: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Педагогическая библиотека pedlib.ru
Э2 Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие window.edu.ru
Э3 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь slovo.yaxy.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение курса «Методика профессионального обучения» проходит в форме лекционных, практических занятий и самостоятельной работы на основе изучении теоретических и практических основ педагогической деятельности в дизайн-образовании. На лекционные занятия выносятся наиболее важные и сложные темы, на практических и самостоятельных занятиях студенты углубляют или расширяют знания по теоретическим вопросам дисциплины, приобретают навыки и опыт решения прикладных задач педагога профессионального образования. Успешному освоению программы способствует регулярное планомерное освоение теоретического и практического материала, запись лекций, работа с литературой.
Программой предусматривается выполнение практических заданий.