МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика профессионального обучения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_Диз-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 147
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 147 147 147 147
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доц., О.А Шелюгина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Методика профессионального обучения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Методика профессионального обучения" является формирование профессиональных компетенций, востребованных в методической работе преподавателя, подготовка педагогов в области дизайна и декоративно-прикладного искусства для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального и дополнительного образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
ПК-6 Способен использовать педагогически обоснованные формы, методы и средства контроля в процессе промежуточной и итоговой аттестации
ПК-7 Способен разрабатывать, обновлять программное и учебно-методическое обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) практик и планировать занятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные документы, регламентирующие содержание образования и обучения в профессиональных образовательных учреждениях;
- основные требования, содержание, методику профессиональной подготовки специалистов;
- методы обучения и формирования профессиональных знаний и навыков;
- теоретические основы проектирования форм организации учебной деятельности;
- дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств;
- сущность, содержание и структуру образовательного процесса;
- формы средства и методы педагогической деятельности;
- профессиональную лексику.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить разные типы и виды занятий по теоретическому и практическому обучению в учреждениях профессионального и дополнительного образования;
- выбирать средства и методы обучения, оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации;
- разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях;
- проводить самодиагностику педагогических способностей и умений, профессионально значимых качеств личности педагога.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- приемами анализа, проектирования, оценки и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе;
- навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения;
- методиками проектирования педагогических технологий для подготовки современного специалиста;
- навыками адаптации методических разработок к условиям реального учебного процесса в профессиональных учебных заведениях;
- навыки самостоятельной работы со специальной и справочной литературой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи методики профессионального обучения
1.1. Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний Лекции 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Педагогический процесс как система Сам. работа 4 10 ПК-1 Л1.1
1.3. Системность компонентов процесса профессионального обучения Практические 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Понятийно-терминологический аппарат дисциплины. Ключевые исследования по проблематике дисциплины Сам. работа 4 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Содержание профессионального образования и обучения
2.1. Сущность методической работы педагога профессионального образования Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1
2.2. Основы отбора содержания профессионального образования Сам. работа 4 12 ПК-1 Л1.1
2.3. Анализ профессиограмм, профессиональных и образовательных стандартов Сам. работа 4 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Понятие профессии и специальности Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1
2.5. Изучение федерального закона "Об образовании Российской Федерации" и выполнение задания в электронном курсе Сам. работа 4 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Средства обучения и формы наглядного представления учебной информации
3.1. Понятие средств обучения и их виды. Виды учебных изданий Практические 4 2 ПК-1 Л1.1
3.2. Современные технические средства обучения и информационные технологии в образовании Сам. работа 4 12 ПК-1 Л1.1
3.3. Принцип наглядности обучения и его реализация в современном профессиональном образовании. Современные средства и способы визуализации учебной информации. Сам. работа 4 12 Л1.1
3.4. Выбор темы и подготовка материалов для выполнения курсовой работы Сам. работа 4 15 ПК-1 Л1.1
3.5. Зачет 4 4 ПК-1 Л1.1
Раздел 4. Понятие, сущность,классификация методов и форм обучения
4.1. Понятие метода обучения. Выбор метода обучения Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1
4.2. Виды словесных методов обучения Практические 4 2 ПК-1 Л1.1
4.3. Подготовка к проведению лекционного занятия, отбор содержания лекции, разработка целей и структуры занятия, формы проведения лекции Сам. работа 4 16 ПК-1 Л1.1
4.4. Практические аспекты проведения лекционного занятия Практические 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.5. Инновационные методы обучения в профессиональном образовании. Сам. работа 4 8 ПК-1 Л1.1
Раздел 5. Дидактическое проектирование
5.1. Сущность дидактического проектирования. Дидактические цели. Таксономия дидактических целей Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1
5.2. Организационные формы обучения: выбор,актуальность, продуктивность Лекции 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.3. Организация самостоятельной работы студентов Сам. работа 4 4 ПК-1 Л1.1
5.4. Принципы проектирования учебного курса. Разработка тематического плана дисциплины Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1
5.5. Основы проектирования учебного занятия. Технологическая карта занятия Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1
Раздел 6. Контроль знаний и контроль качества учебного процесса
6.1. Сущность, виды и формы дидактического контроля. Особенности балльно-рейтинговой системы оценивания. Мониторинг качества учебного процесса Лекции 4 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.2. Методика составления тестовых заданий Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
6.3. Учет индивидуальных особенностей учащихся в проектировании учебного процесса и преподавании дизайна. Применения метода портфолио в современном образовании Сам. работа 4 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.4. Экзамен 4 9 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Слизковой Е.В. ВИДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. ПОДГОТОВКА ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАНОГО ПЕДАГОГА. Практическое пособие: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Педагогическая библиотека pedlib.ru
Э2 Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие window.edu.ru
Э3 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь slovo.yaxy.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение курса «Методика профессионального обучения» проходит в форме лекционных, практических занятий и самостоятельной работы на основе изучении теоретических и практических основ педагогической деятельности в дизайн-образовании. На лекционные занятия выносятся наиболее важные и сложные темы, на практических и самостоятельных занятиях студенты углубляют или расширяют знания по теоретическим вопросам дисциплины, приобретают навыки и опыт решения прикладных задач педагога профессионального образования. Успешному освоению программы способствует регулярное планомерное освоение теоретического и практического материала, запись лекций, работа с литературой.
Программой предусматривается выполнение практических заданий.