МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация научно-исследовательской работы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация научно-исследовательской работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение теории и методики организации и самоорганизации научно-исследовательской работы в процессе профессионального обучения в вузе;
формирование у обучающихся представлений о сущности и содержании научно-исследовательской работы в целом и студенческой, в частности;
освоение методики работы с литературными и электронными источниками информации в процессе научно-исследовательской работы;
овладение технологией подготовки и написания курсовой работы;
развитие у будущих специалистов умений презентовать результаты проведенной научно-исследовательской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о содержании и направлениях научно-исследовательской деятельности студентов, о роли научно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении и развитии виды источников информации, используемых в процессе научно-исследовательской работы, требования к написанию и оформлению курсовой работы; способы презентации результатов научно-исследовательской работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться Internet-ресурсами при организации научно-исследовательской работы; оформлять литературу, используемую в ходе проведения теоретического исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями; составлять план работы над курсовым проектом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками подготовки презентации и тиражирования результатов научно-исследовательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подготовка к научно-исследовательской работе
1.1. Содержание и структура научно-исследовательской работы Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Содержание и структура научно-исследовательской работы Практические 4 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Содержание и структура научно-исследовательской работы Сам. работа 4 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Организация работы с источниками информации Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Организация работы с источниками информации Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Организация работы с источниками информации Сам. работа 4 18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Методика проведения научного исследования и оформления его результатов
2.1. План проведения научно-исследовательской работы Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. План проведения научно-исследовательской работы Практические 4 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. План проведения научно-исследовательской работы Сам. работа 4 18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Оформление текста научно-исследовательской работы Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Оформление текста научно-исследовательской работы Сам. работа 4 18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Оформление текста научно-исследовательской работы Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Презентация результатов научно-исследовательской работы Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Презентация результатов научно-исследовательской работы Сам. работа 4 18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Зачет Зачет 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Сущность научно-исследовательской работы.
2. Цели научно-исследовательской работы.
3. Эмпирическое исследование.
4. Теоретическое исследование.
5. Межпредметное исследование.
6. Методы научного исследования в социальной работе.
7. Правовые акты как источник информации.
8. Монографии и научные статьи как источник информации.
9. Использование Internet-ресурсов в научно-исследовательской работе.
10. Требования к оформлению используемых источников информации.
11. Этапы научного исследования.
12. Структура программы научного исследования.
13. План написания курсовой работы.
14. Оформление тезисов.
15. Оформление курсовой работы.
16. Оформление ссылок в тексте.
17. Оформление наглядности в тексте научно-исследовательской работы.
18. Использование информационно-коммуникативных технологий для презентации результатов научно-исследовательской работы.
19. Научно-практическая конференция как форма презентации результатов научно-исследовательской работы.
20. Публикация материалов исследования.
21. Научная дискуссия.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятия «творчество», «научное творчество», «творческое мышление».
2. Научно-исследовательская работа студентов.
3. Основные этапы научного исследования.
4. Изобретательское творчество.
5. Социальное исследование как процесс.
6. Теория решения изобретательских задач.
7. Метод фокального объекта в исследователськой деятельности.
8. Метод мозгового штурма в исследовательской деятельности.
9. Методы научного исследования.
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рогожин, М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: учебно-практическое пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа,, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253712
Л1.2 М. А. Азарская, В. Л. Поздеев Научно-исследовательская работа в вузе: учебное пособие Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=461553
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Н. Мезинов Научно-исследовательская работа студентов педагогических специальностей: учебно-методическое пособие Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271879
Л2.2 В. П. Горелов, С. В. Горелов, Л. В. Садовская Магистерская диссертация: практическое пособие для всех специальностей вузов М. ; Берлин: Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=447692
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Для тех, кто пишет диссертацию, дипломную, курсовую работу или реферат : библиогр. список (1999 – 2009 гг.) / АлтГУ. НБ. БО. – Барнаул, 2010. [Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/app/slasu/info=writer] http://www.lib.asu.ru/app/slasu/info=writer
Э2 Библиотека диссертаций и авторефератов [Режим доступа: http://www.diss.rsl.ru] http://www.diss.rsl.ru
Э3 О проекте - Национальная электронная библиотека https://www.rsl.ru/ru/2professionals/proekt-neb/
Э4 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/] http://www.consultant.ru/online
Э5 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/] http://ivo.garant.ru/#/startpage:0
Э6 Курс в Moodle «Организация научно - исследовательской работы» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1426
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия