МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сопровождение и адаптация программного обеспечения организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-345-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Сопровождение и адаптация программного обеспечения организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.техн.наук, профессор Псарёв В.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.техн.наук, профессор Псарёв В.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение особенностей реализации процессов сопровождения и адаптации прикладных программных продуктов в условиях повышения требований к эффективности эксплуатации элементов информационной инфраструктуры организаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью принимать участие во внедрении, адаптации и настройке информационных систем
ПК-11 способностью эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы
ПК-12 способностью проводить тестирование компонентов программного обеспечения ИС
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• особенности функционирования и ограничения программного обеспечения отраслевой направленности;
• причины возникновения проблем совместимости программного обеспечения;
• инструменты разрешения проблем совместимости программного обеспечения;
• методы устранения проблем совместимости программного обеспечения;
• основные приложения систем CRM;
• ключевые показатели управления обслуживанием;
• принципы построения систем мотивации сотрудников;
• бизнес-процессы управления обслуживанием;
• принципы визуального представления информации;
• технологии продвижения информационных ресурсов;
• жизненный цикл программного обеспечения;
• назначение, характеристики и возможности программного обеспечения отраслевой направленности;
• критерии эффективности использования программных продуктов;
• виды обслуживания программных продуктов;
• основные задачи сопровождения информационной системы;
• регламенты по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы;
• типы тестирования;
• характеристики и атрибуты качества;
• методы обеспечения и контроля качества;
• терминология и методы резервного копирования;
• отказы системы; восстановление информации в информационной системе;
• задачи и функции информационных систем;
• основные модели построения информационных систем, их структуру, особенности и области применения;
• особенности программных средств, используемых в разработке информационных систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.• определять приложения, вызывающие проблемы совместимости;
• определять совместимость программного обеспечения;
• выбирать методы для выявления и устранения проблем совместимости;
• управлять версионностью программного обеспечения;
• проводить интервьюирование и анкетирование;
• определять удовлетворенность клиентов качеством услуг;
• работать в системах CRM;
• осуществлять подготовку презентации программного продукта;
• проводить презентацию программного продукта;
• осуществлять продвижение информационного ресурса в сети Интернет;
• выбирать технологии продвижения информационного ресурса в зависимости от поставленной задачи;
• инсталлировать программное обеспечение отраслевой направленности;
• осуществлять мониторинг текущих характеристик программного обеспечения;
• проводить обновление версий программных продуктов;
• вырабатывать рекомендации по эффективному использованию программных продуктов;
• консультировать пользователей в пределах своей компетенции;
• осуществлять сопровождение информационной системы, настройку под конкретного пользователя, согласно технической документации;
• поддерживать документацию в актуальном состоянии;
• идентифицировать технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации системы;
• производить документирование на этапе сопровождения;
• использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы оценки экономической эффективности информационной системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками выявления и разрешения проблем совместимости профессионально ориентированного программного обеспечения;
• приемами работы с системами управления взаимоотношений с клиентом;
• навыками продвижения и презентации программной продукции;
• навыками обслуживания, тестовых проверок, настройки программного обеспечения отраслевой направленности;
• навыками инсталляции, настройки и сопровождения информационной системы;
• навыками выполнения регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы;
• навыками участия в экспериментальном тестировании информационной системы на этап опытной эксплуатации;
• навыками разработки фрагментов документации по эксплуатации информационной системы;
• навыками участия в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ПО, как часть архитектуры предприятия
1.1. Основные понятия дисциплины. Архитектура предприятия. Домены архитектуры предприятия Лекции 4 1 ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 8 ПК-10 Л2.2, Л1.1
1.3. Программная архитектура. Состав программной архитектуры. Модели и инструменты управления портфелем программной архитектурой. Влияние архитектуры приложений на инфраструктуру. Национальная программная платформа. Лекции 4 1 ПК-10 Л2.2, Л1.1
1.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 14 ПК-10 Л2.2, Л1.1
1.5. Портфель прикладных систем Лабораторные 4 1 ПК-10, ПК-12 Л2.2
1.6. Доработка лабораторнй работы Сам. работа 4 8 ПК-10, ПК-12 Л2.2
1.7. Установка ПО Лабораторные 4 1 ПК-10, ПК-11 Л1.2
1.8. Доработка лабораторнй работы Сам. работа 4 8 ПК-10, ПК-11 Л1.2
1.9. Установка веб-приложений Лабораторные 4 1 ПК-10, ПК-11 Л1.2
1.10. Доработка лабораторнй работы Сам. работа 4 8 ПК-10, ПК-11 Л1.2
Раздел 2. Сопровождение программного обеспечения
2.1. Место сопровождения в жизненном цикле ПО. Процессы сопровождения жизненного цикла ПО. Нормативные документы для поддержки процессов ЖЦ. Основы сопровождения ПО. Ключевые вопросы сопровождения. Аутсорсинг. Стадия сопровождения. Техники сопровождения. Лекции 4 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 16 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1
2.3. Help Desk Лабораторные 4 1 ПК-11, ПК-12 Л1.2
2.4. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 4 8 ПК-11, ПК-12 Л1.2
2.5. Управление конфигурацией. Сам. работа 4 3 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.6. Управление конфигурацией. Лабораторные 4 1 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.7. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 4 7 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.8. Управление рисками. Сам. работа 4 3 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.9. Управления рисками. Лабораторные 4 1 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3
2.10. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 4 6 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Скрипник Д. А. ITIL. IT Service Management по стандартам V.3.1: Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» - ЭБС "ОНЛАЙН", 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Долженко А. И. Управление информационными системами: практическое пособие Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2008 biblioclub.ru
Л2.2 Данилин А.В., Слюсаренко А.И. Архитектура предприятия: Интернет-университет информационных технологий, 2007 www.intuit.ru
Л2.3 Петрухин В. А., Лаврищева Е. М. Методы и средства инженерии программного обеспечения: Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Форум по информационным технологиям citforum.ru
Э2 Национальный открытый университет "Интуит" www.intuit.ru
Э3 Открытые системы www.osp.ru
Э4 Курс в Moodle "Сопровождение и адаптация программного обеспечения организации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice/Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
Oracle VirtualBox,
GNU/Linux (любой, общего назначения, с поддержкой репозитория),
стандартный набор утилит Linux,
ПО из репозитория GNU/Linux,
IBM Rational Software Architect Designer (дистрибутив),
Alfresco (дистрибутив),
Drupal (дистрибутив),
Microsoft Windows.
7-Zip.
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3028