МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы информационной культуры
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 82
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 82 82 82 82
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы информационной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование информационной грамотности студентов, освоение ими знаний и умений рационального поиска, отбора, учета, анализа, обработки и использования информации в контексте современной информатизации общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: способностью самостоятельно работать на компьютере
ОПК-9: готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные информационно-коммуникационные технологии и основы информационной безопасности, возможности профессионального развития в контексте информатизации современного общества
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать образовательные ресурсы сети Интернет, собирать и работать с источниками информации по профессиональной проблематике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.возможности профессионального развития в контексте информатизации современного общества, навыками поиска и анализа профессиональной информации для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории информации. Понятие информационной культуры
1.1. Основные теоретические понятия дисциплины: информация, коммуникация, информационная культура, информационное общество Лекции 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Научные подходы к исследованию современной информационной культуры Практические 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.3. Отбор и краткое аннотирование публикаций по теме дисциплины Сам. работа 1 14 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Направления информатизации современного общества
2.1. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Облачные технологии и распределенные вычисления. Практические 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Виртуальная и дополненная реальность как направление развития современных информационных технологий Сам. работа 1 10 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Использование облачных сетевых ресурсов для работы с информацией и проектной деятельности Сам. работа 1 12 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Информационная грамотность как образовательная цель личности
3.1. Понятие информационной и медийной грамотности. Виды информационной грамотности. Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Информационная грамотность как основа информационной безопасности. Этические и правовые нормы при работе с информацией. Практические 1 2 ОПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Понятие культуры мышления. Анализ, систематизация, интерпретация, обобщение фактов. Критическое мышление и дизайн-мышление Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.4. Поиск, систематизация и хранение цифровой информации. Основы работы в поисковых системах Интернета. Алгоритм поиска в образовательных ресурсах сети Интернет. Практические 1 2 ОПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.5. Самостоятельная работа "Примеры использования информационных технологий в профессиональных проектах" Сам. работа 1 10 ОПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Информационная-образовательная среда как компонент профессионального образования
4.1. Информационно-образовательная среда вуза на примере Алтайского государственного университета Лекции 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.2. Научная библиотека университета и электронная библиотечная система. Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ. Алгоритм поиска в алфавитном и систематическом каталогах. Практические 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.3. Выполнение библиографического поиска и отбора изданий по теме учебной дисциплины с помощью поисковой системы научной библиотеки университета Сам. работа 1 10 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.4. Правила оформления научных публикаций. Реферирование и аннотирование публикаций. Библиографическое описание документа Практические 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.5. Научная и профессиональная информация в сети Интернет. Образовательный потенциал сети Интернет Лекции 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.6. Исследование образовательных ресурсов сети Интернет. Массовые открытые онлайн-курсы. Сам. работа 1 12 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.7. Эссе "Проектирование персональной информационной среды" Сам. работа 1 14 ОПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.8. Зачет 1 4 ОПК-5, ОПК-9 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жданова, С.Н. Информационная культура личности: социально-педагогический аспект: учебное пособие Москва : ФЛИНТА,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482645
Л1.2 Гухман В. Б. Информационная цивилизация: учебное пособие: учебное пособие Директ-Медиа, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=493598
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/125
Л2.2 Соловьев А.В. Культура информационного общества: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221654
Л2.3 Луценко Л. М. , Котляр Н. П. Социально-философские аспекты развития информационного общества: учебное пособие: учебное пособие Альтаир, МГАВТ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430325
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 https://e.lanbook.com/book/2504
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российское образование: федеральный портал http://www.edu.ru
Э2 Образовательный портал Newtonew http://www.newtonew.com
Э3 Электронный курс "Основы информационной культуры (для заочного обучения" на Едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2749
Э4 Курс «Основы информационной культуры» в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2664
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы.
Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере информационной культуры. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования информационных технологий в профессиональных проектах.
Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы уровня бакалавриата.