МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в профессионально-педагогической деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.иск., доц., О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в профессионально-педагогической деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать навыки использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовательной, научно-исследовательской и другой деятельности педагога профессионального образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ПК-1: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
ПК-2: Способен использовать современные профессионально-педагогические технологии, формы, средства и методы профессионального обучения и диагностики в процессе организации изучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность понятий коммуникационных и информационных технологий, цифровой образовательной среды, электронного обучения, виды аудиовизуальных средств обучения, особенности педагогической коммуникации в дистанционном обучении, современные возможности индивидуализации обучения с помощью информационных технологий, аспекты авторского права, касающиеся использования электронной текстовой и визуальной информации, использование материалов, отнесенных к общественному достоянию, основы безопасного и эффективного использования ресурсно-информационных баз на основе облачных технологий в практической деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать информационные и коммуникационные средства для решения образовательных и научно-исследовательских задач, для конструирования электронных средств обучения, методически обоснованно использовать электронные наглядные средства в учебном процессе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком формирования комплекта электронных средств обучения в соответствии с содержанием учебной дисциплины, навыком разработки электронных средств обучения : схем, слайдшоу, инфографики, анимированных изображений, навыком подбора текстовых и визуальных материалов для разработки электронных наглядных средств обучения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие информационно-коммуникационных технологий. Основы работы с информацией
1.1. Понятие информационных и коммуникационных технологии (ИКТ) Лекции 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.2. Основные принципы поиска, хранения и систематизации информации. Особенности работы с визуальной информацией Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.3. Исследование просветительской деятельности художественных музеев и культурных центров в социальных сетях Сам. работа 5 6 ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Современные средства представления учебной информации
2.1. Виды аудиовизуальных средств обучения. Визуализация учебной информации. Визуализация данных на карте. Создание интерактивной графики Практические 5 2 ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.2. Разработка интеллект-карты или инфографики Сам. работа 5 16 ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.3. Подготовка аннотированного рекомендательного списка цифровых ресурсов для учащихся Сам. работа 5 16 ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.4. Подготовка к тестированию Сам. работа 5 10 ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.5. Обзор образовательных возможностей просветительских проектов сети Интернет Сам. работа 5 12 ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Особенности педагогической коммуникации в цифровой образовательной среде
3.1. Понятие педагогической коммуникации в контексте развития современных дистанционных форм обучения Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.2. Организация самостоятельной работы студентов в социальных сетях Сам. работа 5 8 ОПК-2, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.3. MOOC как инновационная форма обучения для студентов гуманитарных направлений: изучение особенностей реализации одной из онлайн-площадок Сам. работа 5 13 ОПК-2, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.4. Особенности совместной работы в цифровой информационной среде. Смешанное обучение как пример современной образовательной технологии Сам. работа 5 21 ОПК-2, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.5. Исследование опыта применения перевернутого обучения Сам. работа 5 6 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Построение индивидуального образовательного маршрута средствами современных информационных технологий
4.1. Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе современных информационных технологий. Возможности инновационных форм оценивания результатов обучения Практические 5 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.2. Дидактический контроль в электронном учебном курсе Сам. работа 5 12 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.3. Рефлексивные методы в обучении: упражнение на осмысление учебного опыта Сам. работа 5 10 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.4. Зачет 5 4 ОПК-2, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Минин А. Я. Информационные технологии в образовании: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=471000
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник М.: ИКТ «Дашков и К°», 2020 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573270
Л2.2 сост. К.А. Катков, И.П. Хвостова и др. Информационные технологии: учебное пособие СКФУ // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457340
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : Флинта, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363413
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Просветительский медиа-проект об образовании http://newtonew.com/
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp
Э3 Edutainme http://www.edutainme.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы. Лекции и практические занятия имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере компьютерных и информационных технологий, а также закрепления их в процессе практической учебной деятельности. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов занятий с учетом заданий на дом;
- работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования информационных и компьютерных технологий в профессиональных проектах.
Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы уровня магистратуры.