МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование процессов в организации на основе современных информационных технологий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_02-ИТСЗН-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование процессов в организации на основе современных информационных технологий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов профессиональные компетенции, направленные на освоение и применение информационных технологий в профессиональной деятельности.
Дать студентам знания об информационных технологиях и их применению в социальной сфере.
Познакомить с возможностями программных средств автоматизации деятельности в социальной сфере.
Освоить методологии описания процессов организаций в нотации IDEF.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен объяснять и прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе анализа и оценки профессиональной информации, научных теорий и концепций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Понятие и сущность информационных технологий, возможности их использования в практической деятельности в области социальной работы. Понятие процессного подхода в управлении организацией.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять современные информационные технологии в практической деятельности. Применять методологии моделирования процессов в нотациях IDEF.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть современными информационными технологиями. Использовать методологию описания процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности по социальной работе
1.1. Информационные технологии при формировании социальной политики, в управлении социальной сферой, в социальной работе Практические 2 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Практика применения информационных технологий в социальной работе Практические 2 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Практические 2 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Роль и место информационных технологий в современном мире Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Информационные технологии при формировании социальной политики, в управлении социальной сферой, в социальной работе Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Глобальная сеть Интернет и социальная работа Практические 2 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Практика применения информационных технологий в социальной работе Практические 2 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Практическое использование информационных технологий в социальной защите
2.1. Методологии описания процессов Практические 2 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Программные средства автоматизации управленческой деятельности в социальной сфере Практические 2 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Моделирование процессов в нотациях IDEF Практические 2 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Глобальная сеть Интернет и социальная работа Сам. работа 2 6 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Процессный подход и современные системы управления организацией Сам. работа 2 6 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Программные средства автоматизации управленческой деятельности в социальной сфере Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Методологии описания процессов Сам. работа 2 15 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Моделирование процессов в нотациях IDEF Сам. работа 2 15 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Виды информационных технологий.
2.Правовое регулирование информатизации (на примере Алтайского края).
3.Положительные и отрицательные тенденции освоения и внедрения человеком ИТ.
4.Возможности использования Интернет в практике социальной работы.
5.Информационное пространство в социальной сфере.
6.Виды ИТ используемых в социальной сфере.
7.Портал «Электронное Правительство РФ», возможности использования в практике социальной работы.
8.Официальный сайт МФЦ: государственные и муниципальные услуги в области социальной защиты.
9.Региональные базы данных мер социальной поддержки.
10.Реестры поставщиков и регистры получателей социальных услуг.
11.Независимая оценка качества социальных услуг.
12.Информационные системы в области социальной работы.
13.Понятие реинжиниринга бизнес-процессов.
14.Средства реинжиниринга бизнес-процессов.
15.Примеры применения реинжиниринга.
16.Принципы классической теории менеджмента.
17.Основные цели проведения реинжиниринга.
18.Технология реинжиниринга.
19.Роль информационных технологий в технологии реинжиниринга.
20.Требования к моделям бизнес-процессов.
21.Моделирование бизнеса на языке UML.
22.Моделирование бизнеса с помощью методологии IDEF.
23.Диаграмма деятельности.
24.Объектная модель бизнес-процесса.
25.IDEF0-модель бизнес-процессов.
26.Роль новых информационных технологий в реинжиниринге.
27.Системы поддержки принятия решений.
28.Процессная организационная структура.
29.Основные этапы разработки информационной системы.
30.Классификация инструментальных средств.
31.Инструментальное средство Ramus.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Синтаксис и семантика моделей IDEFO. Модели IDEF0.
2.Построение моделей IDEF0. Диаграммы.
3.Назначение диаграмм потоков данных.
4.Синтаксис и семантика диаграмм потоков данных.
5.Построение диаграмм потоков данных. Подходы к построению DFD-моделей.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Байдаков, О. С. Звягинцева, А. В. Назаренко и др. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие Ставрополь, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 А.В. Мишин, Л.Е. Мистров, Д.В. Картавцев Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие Москва : Российская академия правосудия, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.З. Шкундин, В.Ш. Берикашвили Теория информационных процессов и систем: учебное пособие Москва : Горная книга, 2012  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229031
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ) www.gosuslugi.ru
Э2 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ www.rosmintrud.ru
Э3 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиы населения Алтайского края www.aksp.ru
Э4 Сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края mfc22.ru
Э5 Автоматизированная информационная система "Социальная защита населения Алтайского края" // learn-socrab.mc.asu.ru - доступно в классах открытого доступа Алтайского государственного университета
Э6 Курс в Moodle «Моделирование процессов в организации на основе современных информационных технологий» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.