МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-5-2020
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 344
самостоятельная работа 250
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5, 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 56 56 46 46 102 102
Лабораторные 80 80 86 86 166 166
Практические 36 36 40 40 76 76
Сам. работа 125 125 125 125 250 250
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 324 324 324 324 648 648

Программу составил(и):
кандидат физико-математических наук, доцент, Маслова Ольга Андреевна;кандидат физико-математических наук, доцент, Терентьева Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
доктор физико-математических наук, доцент, Макаров Сергей Викторович

Рабочая программа дисциплины
Физическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 05.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 05.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание роли физической химии как фундамента современной химии, являющейся теоретическим обобщением неорганической, органической и аналитической химии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ОПК-2 владением навыками химического эксперимента, синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций
ОПК-6 владением нормами техники безопасности и умением реализовать их в лабораторных и технологических условиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о научных основах физической химии, ее практическом и связи с другими дисциплинами
основы химической кинетики и катализа, основы механизма химических реакций, электрохимии
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить физико-химический эксперимент по предложенной методике, обрабатывать результаты эксперимента и анализировать задачи различного уровня сложности из различных разделов физической химии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.безопасной работы с физико-химическими приборами и оборудованием;
выполнения необходимых физико-химических расчетов в физической химии, экспериментов с применением соответствующих методик, средств измерений и лабораторного оборудования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы химической термодинамики. Растворы неэлектролитов
1.1. Предмет и задачи физической химии. Химическая термодинамика. Основные определения. Первое начало термодинамики. Математический аппарат. Приложение первого начала термодинамики к идеальным газам. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Приложение химической термодинамики к химическим процессам. Закон Гесса. Методы расчета тепловых эффектов химических реакций. Приближенные методы расчета теплот образования и сгорания. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Теплоемкость. Зависимость теплоемкости от температуры. Истинная и средняя теплоемкость. Зависимость теплового эффекта реакции от температуры. Закон Кирхгофа Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Теплоемкость газов и твердых тел. Сам. работа 5 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Второе начало термодинамики. Цикл Карно. Принцип Каратеодори. Энтропия. Второе начало термодинамики для обратимых и необратимых процессов. Вычисление энтропии изопроцессов. Постулат Планка. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Термодинамические функции. Максимальная и максимально полезная работа. Термодинамические потенциалы. Энергия Гиббса и энергия Гельмгольца. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Изменение энергии Гиббса в химических реакциях. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Характеристические функции. Уравнение Гиббса-Гельмгольца. Уравнения Максвелла. Химический потенциал. Химический потенциал идеального и реального газов. Фугитивность. Коэффициент фугитивности. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Термодинамическая теория растворов. Способы выражения концентрации растворов. Активность. Коэффициент активности. Парциальные мольные величины. Уравнение Гиббса-Дюгема. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Зависимость равновесных свойств растворов от химического потенциала и других парциальных мольных величин. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Классификация растворов: идеальные, предельно разбавленные, неидеальные растворы. Уравнение Рауля и Генри. Равновесны свойства растворов: давление пара, понижение температуры замерзания растворов, повышение температуры кипения растворов, растворимость, осмотическое давление. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Определение активности и коэффициента активности компонентов раствора. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Термодинамика жидких летучих смесей. Законы Коновалова. Перегонка жидких летучих смесей. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Подготовка к семинару по теме Первый закон термодинамики. Вычисление теплоты и работы при различных процессах. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Первый закон термодинамики. Вычисление теплоты и работы при различных процессах. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Подготовка к семинару по теме Первый закон термодинамики. Термохимия. Закон Гесса. Методы приближенного расчета тепловых эффектов. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Первый закон термодинамики. Термохимия. Закон Гесса. Методы приближенного расчета тепловых эффектов. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Подготовка к семинару по теме Закон Кирхгофа. Теплоемкость. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Закон Кирхгофа. Теплоемкость. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Подготовка к семинару по теме Второй закон термодинамики. Вычисление энтропии, энергии Гиббса и Гельмгольца в различных процессах. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.21. Второй закон термодинамики. Вычисление энтропии, энергии Гиббса и Гельмгольца в различных процессах. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.22. Подготовка к семинару по теме Термодинамика растворов: способы выражения концентрации растворов, парциальные мольные величины, законы Рауля и Генри. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.23. Термодинамика растворов: способы выражения концентрации растворов, парциальные мольные величины, законы Рауля и Генри. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.24. Подготовка к семинару по теме Идеальная растворимость твердых тел. Равновесные свойства растворов. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.25. Идеальная растворимость твердых тел. Равновесные свойства растворов. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.26. Подготовка к контрольной работе № 1 Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.27. Контрольная работа № 1 Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.28. Вводная беседа: порядок работы и оформления отчётов, вопросы техники безопасности. Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.29. Подготовка к лабораторной работе Определение теплоты растворения неизвестной соли Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.30. Определение теплоты растворения неизвестной соли Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.31. Оформление отчета по лабораторной работе Определение теплоты растворения неизвестной соли Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.32. Подготовка к лабораторной работе Определение теплоты нейтрализации кислоты щелочью. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.33. Определение теплоты нейтрализации кислоты щелочью. Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.34. Оформление отчета по лабораторной работе Определение теплоты нейтрализации кислоты щелочью. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.35. Подготовка к лабораторной работе Исследование равновесия жидкий раствор-пар в летучих бинарных системах. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.36. Исследование равновесия жидкий раствор-пар в летучих бинарных системах. Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.37. Оформление отчета по лабораторной работе Исследование равновесия жидкий раствор-пар в летучих бинарных системах. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.38. Подготовка к лабораторной работе Определение температур кипения жидкости при различных давлениях. Определение теплоты парообразования летучих жидкостей. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.39. Определение температур кипения жидкости при различных давлениях. Определение теплоты парообразования летучих жидкостей. Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.40. Оформление отчета по лабораторной работе Определение температур кипения жидкости при различных давлениях. Определение теплоты парообразования летучих жидкостей. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.41. Подготовка к лабораторной работе Вывод эмпирического уравнения Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.42. Вывод эмпирического уравнения Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.43. Оформление отчета по лабораторной работе Вывод эмпирического уравнения Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.44. Подготовка к лабораторной работе Определение постоянных коэффициентов уравнения Антуана по экспериментальным данным давления пара над жидкостью при различных температурах. Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.45. Определение постоянных коэффициентов уравнения Антуана по экспериментальным данным давления пара над жидкостью при различных температурах. Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.46. Оформление отчета по лабораторной работе Определение постоянных коэффициентов уравнения Антуана по экспериментальным данным давления пара над жидкостью при различных температурах. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.47. Подготовка к коллоквиуму № 1 Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.48. Коллоквиум № 1 Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.49. решение индивидуальных задач Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Фазовые и химические равновесия. Элементы статистической термодинамики
2.1. Термодинамическая теория фазовых равновесий. Основные понятия. Условия фазового равновесия. Правило фаз Гиббса. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Однокомпонентные системы. Фазовые переходы первого и второго рода. Уравнение Эренфеста. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса. Диаграммы состояния однокомпонентных систем. Энантиотропные и монотропные переходы. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Двукомпонентные системы. Физико-химический анализ. Равновесие газ-жидкий растовр в двукомпонентных системах. Равновесие жидкость-жидкость в двукомпонентных системах. Равновесие кристаллы-жидкий раствор в двухкомпонентной системе. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Равновесие газ-жидкий раствор в двукомпонентных системах. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Основные типы диаграмм состояния двухкомпонентных систем кристаллы-жидкий раствор. Диаграммы состояния трехкомпонентных систем. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Химическое равновесие. Уравнение изотермы химической реакции. Константа равновесия. Направление химической реакции. Стандартная энергия Гиббса. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Константа равновесия и разные способы выражения состава реакционной смеси. Влияние давления на химическое равновесие. Гетерогенное химической равновесия. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Константа равновесия и разные способы выражения состава реакционной смеси. Влияние давления на химическое равновесие. Гетерогенное химической равновесия. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Уравнение изобары и изохоры реакции. Принцип смещения равновесия. Определение констант равновесия реакций при различных температурах. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Введение в статистическую термодинамику. Макроскопическое и микроскопическое описание системы. Микроскопическое описание системы методом классической и квантовой механики. Квантовые статистики. Средние величины. Статистический характер второго закона термодинамики. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Каноническое распределение Гиббса. Статистика Ферми-Дирака и Бозе-Эйнштейна. Закон распределения Максвелла – Больцмана. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Расчет константы равновесия методами статистической термодинамики. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Сумма по состояниям. Выражение термодинамических функций через сумму по состояниям системы. Связь суммы по состояниям с энергией Гельмгольца. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Подготовка к семинару по теме Фазовые равновесия. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Фазовые равновесия. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Подготовка к семинару по теме Фазовые равновесия. Правило фаз Гиббса. Диаграммы состояния двукомпонентных систем. Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. Фазовые равновесия. Правило фаз Гиббса. Диаграммы состояния двукомпонентных систем. Практические 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.18. Подготовка к семинару по теме Химическое равновесие. Вычисление константы равновесия реакции. Уравнение изотермы реакции. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Химическое равновесие. Вычисление константы равновесия реакции. Уравнение изотермы реакции. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Подготовка к семинару по теме Химическое равновесие. Уравнение изобары и изохоры химической реакции. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.21. Химическое равновесие. Уравнение изобары и изохоры химической реакции. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.22. Подготовка к контрольной работе № 2 Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.23. Контрольная работа № 2 Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.24. Подготовка к лабораторной работе Изучение фазового равновесия жидкость - жидкость в двухкомпонентной системе с ограниченной растворимостью компонентов. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.25. Изучение фазового равновесия жидкость - жидкость в двухкомпонентной системе с ограниченной растворимостью компонентов. Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.26. Оформление отчета по лабораторной работе Изучение фазового равновесия жидкость - жидкость в двухкомпонентной системе с ограниченной растворимостью компонентов. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.27. Подготовка к лабораторной работе Термический анализ системы фенол-нафталин. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.28. Термический анализ системы фенол-нафталин. Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.29. Оформление отчета по лабораторной работе Термический анализ системы фенол-нафталин. Сам. работа 5 1 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.30. Подготовка к лабораторной работе Определение химического равновесия этерификации и гидролиза сложного эфира в жидких системах. Сам. работа 5 1 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.31. Определение химического равновесия этерификации и гидролиза сложного эфира в жидких системах. Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.32. Оформление отчета по лабораторной работе Определение химического равновесия этерификации и гидролиза сложного эфира в жидких системах. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.33. Подготовка к лабораторной работе Вычисление термодинамических функций идеального газа методом статистической термодинамики. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.34. Вычисление термодинамических функций идеального газа методом статистической термодинамики. Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.35. Оформление отчета по лабораторной работе Вычисление термодинамических функций идеального газа методом статистической термодинамики. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.36. Подготовка к коллоквиуму № 2 Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.37. Коллоквиум № 2 Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.38. решение индивидуальных задач Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Химическая кинетика простых и сложных реакций
3.1. Химическая кинетика. Понятие скорости реакции в статических условиях и в потоке. Кинетические уравнения различных типов реакций. Основной постулат. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант – Гоффа, уравнение Аррениуса. Формальная кинетика необратимых реакций первого, второго и третьего порядков. Способы определения порядков реакций Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Формальная кинетика необратимых реакций первого, второго и третьего порядков. Способы определения порядков реакций Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Кинетика сложных реакций – обратимых, параллельных и последовательных; решение прямых и обратных задач. Лекции 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Кинетика сложных реакций – обратимых, параллельных и последовательных. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Принцип Боденштейна. Цепные реакции, их стадии. Предельные явления в разветвленных цепных реакциях. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Вероятностная теория цепных реакций, основное уравнение. Кинетика реакций в потоке газа в реакторе идеального Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Фотохимические реакции. Первый и второй законы фотохимии. Квантовый выход. Классификация фотохимических реакций на основе квантового выхода и термодинамических признаков. Сенсибилизация в фотохимии. Радиационные реакции. Лекции 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Сенсибилизация в фотохимии. Радиационные реакции. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Подготовка к семинару по теме Понятие химической кинетики. Определение константы скорости и порядка реакции Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Понятие химической кинетики. Определение константы скорости и порядка реакции Практические 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Подготовка к семинару по теме Кинетика сложных реакций Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Кинетика сложных реакций Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.13. Подготовка к семинару по теме Влияние температуры на скорость химических реакций Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.14. Влияние температуры на скорость химических реакций Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.15. Подготовка к контрольной работе № 3 Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.16. Контрольная работа № 3 Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.17. Подготовка к лабораторной работе Определение порядка реакции окисления иодид-ионов ионами трехвалентного железа. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.18. Определение порядка реакции окисления иодид-ионов ионами трехвалентного железа. Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.19. Оформление отчета по лабораторной работе Определение порядка реакции окисления иодид-ионов ионами трехвалентного железа. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.20. Подготовка к лабораторной работе Изучение скорости омыления ацетоуксусного эфира в присутствии ионов гидроксила. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.21. Изучение скорости омыления ацетоуксусного эфира в присутствии ионов гидроксила. Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.22. Оформление отчета по лабораторной работе Изучение скорости омыления ацетоуксусного эфира в присутствии ионов гидроксила. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.23. Подготовка к коллоквиуму № 3 Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.24. Коллоквиум № 3 Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.25. решение индивидуальных задач Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Теории химической кинетики. Кинетика гетерогенных процессов. Гомогенный и гетерогенный катализ
4.1. Элементарные химические реакции. Физический смысл энергии активации. Поверхность потенциальной энергии реакции. Основные положения теории активированного комплекса. Вывод уравнения скорости, трансмиссионный коэффициент, основное уравнение теории. Уравнение для константы скорости бимолекулярной реакции. Термодинамический аспект теории, ее значение и недостатки. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Уравнение для константы скорости бимолекулярной реакции. Термодинамический аспект теории, ее значение и недостатки. Сам. работа 6 3 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Основные положения теории активных столкновений. Расчет константы скорости бимолекулярной реакции. Стерический фактор, его вычисление по теории активированного комплекса. Теория соударений в применении к мономолекулярным реакциям. Схема Линдемана, причины ее неточности и дополнения. Тримолекулярные реакции. Кинетика реакций в растворах. Макрокинетика. Роль диффузии в кинетике гетерогенных реакций, различные области в кинетике гетерогенных процессов, влияние температуры на кинетику гетерогенных процессов. Лекции 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Схема Линдемана, причины ее неточности и дополнения. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Определение катализа. Общие принципы катализа. Роль катализа в химии. Основные промышленные каталитические процессы. Теории катализа Примеры механизмов каталитических процессов. Гомогенный катализ. Кислотно-основной катализ. Классификация реакций кислотно-основного типа. Кинетика и механизм реакций специфического кислотного катализа. Функции кислотности Гаммета и их использование для вычисления скорости реакции и кинетических постоянных. Лекции 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Кинетика и механизм реакций общего кислотного катализа. Уравнение Бренстеда и его использование в кинетике каталитических реакций. Специфический и общий основной катализ, нуклеофильный и электрофильный катализ. Ферментативный катализ. Общие сведения о кинетике и механизме ферментативных реакций. Активные и адсорбционные центры ферментов. Общие сведения о механизме ферментативных реакций. Лекции 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Гетерогенный катализ. Определение скорости гетерогенной каталитической реакции. Удельная и атомная активность. Явления отравления катализаторов. Активность и селективность катализаторов. Роль адсорбции в кинетике гетерогенных каталитических реакций. Энергия активации каталитических реакций. Неоднородность поверхности катализаторов. Нанесенные катализаторы. Лекции 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.8. Металлы как катализаторы. Теория мультиплетов Баландина. Принцип геометрического и энергетического соответствия. Область применения теории мультиплетов. Нанесенные катализаторы. Теория активных ансамблей Кобозева. Топохимические реакции. Их скорость и механизм. Обработка кинетических данных топохимических реакций; уравнение Ерофеева (без вывода) Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.9. Подготовка к семинару по теме Теория активированного комплекса. Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.10. Теория активированного комплекса. Практические 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.11. Подготовка к семинару по теме Теория активных столкновений Сам. работа 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.12. Теория активных столкновений Практические 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.13. Подготовка к семинару по теме Катализ Сам. работа 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.14. Катализ Практические 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.15. Подготовка к контрольной работе № 4 Сам. работа 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.16. Контрольная работа № 4 Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.17. Подготовка к лабораторной работе Исследование гомогенно-каталитического разложения пероксида водорода газометрическим методом. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.18. Исследование гомогенно-каталитического разложения пероксида водорода газометрическим методом. Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.19. Оформление отчета по лабораторной работе Исследование гомогенно-каталитического разложения пероксида водорода газометрическим методом. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.20. Подготовка к лабораторной работе Исследование гетерогенно-каталитического разложения пероксида водорода газометрическим методом. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.21. Исследование гетерогенно-каталитического разложения пероксида водорода газометрическим методом. Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.22. Оформление отчета по лабораторной работе Исследование гетерогенно-каталитического разложения пероксида водорода газометрическим методом. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.23. Подготовка к лабораторной работе Изучение скорости реакции иодирования ацетона. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.24. Изучение скорости реакции иодирования ацетона. Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.25. Оформление отчета по лабораторной работе Изучение скорости реакции иодирования ацетона. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.26. Подготовка к лабораторной работе Первичный солевой эффект Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.27. Первичный солевой эффект Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.28. Оформление отчета по лабораторной работе Первичный солевой эффект Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.29. Подготовка к коллоквиуму № 4 Сам. работа 6 4 ОПК-1 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.30. Коллоквиум № 4 Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.31. решение индивидуальных задач Сам. работа 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Термодинамика и электропроводность растворов электролитов
5.1. Предмет электрохимии. Проводники первого и второго рода. Законы Фарадея. Теория электролитической диссоциации Аррениуса. Закон разбавления Оствальда. Причины диссоциации. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Электропроводность (удельная и эквивалентная), ее зависимость от концентрации и температуры. Методы измерения электропроводности. Подвижность ионов, закон Кольрауша, аномальная подвижность ионов Н3О+ и ОН-. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Зависимость подвижности ионов от концентрации и температуры, электрофоретический и релаксационный эффекты, эффекты Вина и Дебая-Фалькенгагена, уравнение Онзагера. Числа переноса ионов, методы их определения. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.4. Активность и коэффициент активности электролитов. Ионная сила раствора. Недостатки теории Аррениуса. Теория электролитов Дебая и Гюккеля. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.5. Ионное равновесие в растворах электролитов : диссоциация воды, рН растворов, диссоциация слабых электролитов, гидролиз, буферные растворы, произведение растворимости. Лекции 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.6. Подготовка к семинару по теме Электропроводность растворов электролитов Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.7. Электропроводность растворов электролитов Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.8. Подготовка к семинару по теме Растворы электролитов Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.9. Растворы электролитов Практические 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.10. Подготовка к семинару по теме Числа переноса Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.11. Числа переноса Практические 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.12. Подготовка к контрольной работе № 5 Сам. работа 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.13. Контрольная работа № 5 Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.14. Подготовка к лабораторной работе Измерение электропроводности растворов электролитов и расчет константы электролитической диссоциации слабого электролита. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.15. Измерение электропроводности растворов электролитов и расчет константы электролитической диссоциации слабого электролита. Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.16. Оформление отчета по лабораторной работе Измерение электропроводности растворов электролитов и расчет константы электролитической диссоциации слабого электролита. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.17. Подготовка к лабораторной работе Определение растворимости труднорастворимой соли при различных температурах методом электрической проводимости. Расчет термодинамических функций растворения. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.18. Определение растворимости труднорастворимой соли при различных температурах методом электрической проводимости. Расчет термодинамических функций растворения. Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.19. Оформление отчета по лабораторной работе Определение растворимости труднорастворимой соли при различных температурах методом электрической проводимости. Расчет термодинамических функций растворения. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.20. Подготовка к коллоквиуму № 5 Сам. работа 6 4 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.21. Коллоквиум № 5 Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.22. решение индивидуальных задач Сам. работа 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Термодинамика и кинетика электрохимических процессов. Двойной электрический слой
6.1. Электрохимические элементы. Электродвижущая сила. Термодинамика гальванического элемента. Измерение ЭДС. Двойной электрический слой, механизм возникновения и строение. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Электродный потенциал. Водородная шкала потенциалов. Формула Нернста. Стандартный электродный потенциал. Классификация электродов. Электроды первого и второго рода. Электроды сравнения. Газовые электроды. Амальгамные электроды. Окислительно-восстановительные электроды, правило Лютера. Хингидронный электрод, измерение рН. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Классификация электрохимических цепей. Физические цепи. Концентрационные цепи. Химические цепи. Аккумуляторы. Лекции 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Электролиз. Токи обмена. Поляризация электрода, перенапряжение. Концентрационная и электрохимическая поляризация. Напряжение разложения. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.5. Перенапряжение выделения водорода. Уравнение Тафеля. Теории водородного перенапряжения. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.6. Электроосаждение металлов. Анодное растворение и пассивность металлов. Коррозия металлов и борьба с ней. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.7. Подготовка к семинару по теме Электродные потенциалы Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.8. Электродные потенциалы Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.9. Подготовка к семинару по теме Электродвижущие силы элементов Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.10. Электродвижущие силы элементов Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.11. Подготовка к семинару по теме Вычисление средних коэффициентов активности электролитов методом ЭДС. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.12. Вычисление средних коэффициентов активности электролитов методом ЭДС. Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.13. Подготовка к семинару по теме Определение pH растворов методом ЭДС. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.14. Определение pH растворов методом ЭДС. Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.15. Подготовка к семинару по теме Определение термодинамических констант методом ЭДС Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.16. Определение термодинамических констант методом ЭДС Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.17. Подготовка к контрольной работе № 6 Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.18. Контрольная работа № 6 Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.19. Подготовка к лабораторной работе Потенциометрическое определение pH образования и произведение растворимости гидроксида меди (II) и цинка. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.20. Потенциометрическое определение pH образования и произведение растворимости гидроксида меди (II) и цинка. Лабораторные 6 8 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.21. Оформление отчета по лабораторной работе Потенциометрическое определение pH образования и произведение растворимости гидроксида меди (II) и цинка. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.22. Подготовка к лабораторной работе Определение произведения растворимости труднорастворимой соли серебра по ЭДС концентрационного элемента. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.23. Определение произведения растворимости труднорастворимой соли серебра по ЭДС концентрационного элемента. Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.24. Оформление отчета по лабораторной работе Определение произведения растворимости труднорастворимой соли серебра по ЭДС концентрационного элемента. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.25. Подготовка к лабораторной работе Определение среднего коэффициента активности измерением ЭДС концентрационного элемента. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.26. Определение среднего коэффициента активности измерением ЭДС концентрационного элемента. Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.27. Оформление отчета по лабораторной работе Определение среднего коэффициента активности измерением ЭДС концентрационного элемента. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.28. Подготовка к лабораторной работе Определение потенциала ферри-ферро электрода, расчет константы равновесия электродной реакции. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.29. Определение потенциала ферри-ферро электрода, расчет константы равновесия электродной реакции. Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.30. Оформление отчета по лабораторной работе Определение потенциала ферри-ферро электрода, расчет константы равновесия электродной реакции. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.31. Подготовка к лабораторной работе Определение константы равновесия химической реакции в жидких системах методом pH – потенциометрического титрования. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.32. Определение константы равновесия химической реакции в жидких системах методом pH – потенциометрического титрования. Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.33. Оформление отчета по лабораторной работе Определение константы равновесия химической реакции в жидких системах методом pH – потенциометрического титрования. Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.34. Подготовка к коллоквиуму № 6 Сам. работа 6 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.35. Коллоквиум № 6 Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.36. решение индивидуальных задач Сам. работа 6 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.37. выполнение курсовой работы Сам. работа 6 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.38. выполнение курсовой работы Лабораторные 6 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приведены в ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приведены в ФОС в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приведены в ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Свиридов В.В., Свиридов А.В. Физическая химия: Учебные пособия Издательство "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Винокуров А. И., Винокурова Р. И., Силкина О. В. Физическая химия: Учебная литература для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Физическая химия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Химический факультет, Кафедра физической и коллоидной химии; сост.: В. С. Смородинов, О. Н. Логинова Физическая химия (Ч. 3): [метод. указания] Изд-во АлтГУ, 2008
Л3.2 Смородинов В.С., Логинова О.Н. Физическая химия. Часть 1. Термодинамика: Методические указания Барнаул. Изд-во АГУ, 2006
Л3.3 Смородинов В.С., Логинова О.Н. Физическая химия. Часть 2. Химическая кинетика и катализ.: Методические указания Барнаул. Изд-во АГУ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru
Э2 http://www.rsl.ru
Э3 http://ben.irex.ru
Э4 http://www.gpntb.ru
Э5 http://ban.pu.ru
Э6 http://www.nlr.ru
Э7 http://www.chem.msu.su
Э8 http://www.lib.msu.su
Э9 http://www.kge.msu.ru
Э10 http://www.chem.port.ru/
Э11 http://www.ars.org/portalchemistry/
Э12 http://www.pstlib.nsc.ru/
Э13 http://www.poiskknig.ru
Э14 http://biblioclub.ru biblioclub.ru
Э15 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
7-Zip;
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108К лаборатория физической химии; лаборатория общей химической технологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛР-200; весы НВ-600-М; кондуктометр «Анион 7020»; вытяжной шкаф (4 шт.); магнитная мешалка (2 шт.); мешалка верхнеприводная; электрическая плитка ОКА-4 (6 шт.); иономер ЭВ-74 (3 шт.); прибор М 2015 (6 шт.); электролизер; рефрактометр универсальный; прибор М 2020; водяная баня; муфельная печь; сушильный шкаф ПЭ-4610; насос Камовского; вольтметр Щ 4313; калориметр; микрокомпрессор. термостат жидкостный ТЖ-ТС-01,набор лабораторной посуды, реактивы, штативы для пробирок и пипеток, штативы с лапками для бюреток
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.


Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.


Подготовка к лабораторной работе
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка необходима для проведения компьютерного эксперимента, должна проводиться обучающимися в порядке самостоятельной работы. Ее следует начинать внимательным разбором руководства к данной лабораторной работе.
Особое внимание в ходе теоретической подготовки должно быть обращено на понимание сущности процесса. Для самоконтроля в каждой работе приведены контрольные вопросы, на которые обучающийся обязан дать четкие, правильные ответы. Теоретическая подготовка завершается предварительным составлением отчета со следующим порядком записей:
1. Название работы.
2. Цель работы.
3. Теоретическое введение.
4. Ход работы (включает рисунки, схемы, таблицы, основные формулы для определения величин).
5. Расчеты – окончательная запись результатов работы.
6. Вывод.


При выполнении лабораторных работ измерение физических величин необходимо проводить в строгой, заранее предусмотренной последовательности.
Особо следует обратить внимание на точность и своевременность отсчетов при измерении нужных физических величин. Например, точность измерения времени с помощью секундомера зависит не только от четкого определения положения стрелки, но и в значительной степени – от своевременности включения и выключения часового механизма.
Лабораторные работы выполняются по письменным инструкциям. Каждая инструкция содержит краткие теоретические сведения, относящиеся к данной работе, перечень необходимого оборудования, посуды, реактивов, порядок выполнения работы, контрольные вопросы.
Внимательное изучение методических указаний поможет выполнить работу.
Небрежное оформление отчета, исправление уже написанного недопустимо.
Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов

1. К выполнению лабораторных работ необходимо приготовиться до начала занятия в лаборатории. Кроме описания работы, используйте рекомендованную литературу и конспект лекций. К выполнению работы допускаются только подготовленные студенты.
2. При проведении эксперимента результаты измерений и расчетов записывайте четко и кратко в заранее подготовленные таблицы.
3. При обработке результатов измерений:
А) помните, что точность расчетов не может превышать точности прямых измерений;
Б) результаты измерений лучше записывать в виде доверительного интервала.
4. Отчеты по лабораторным работам должны включать в себя следующие пункты:
• название лабораторной работы и ее цель;
• краткое теоретическое обоснование;
• порядок выполнения лабораторной работы;
• далее пишется «Ход работы» и выполняются этапы лабораторной работы, согласно выше приведенному порядку записываются требуемые теоретические положения, результаты измерений, обработка результатов измерений, заполнение требуемых таблиц и графиков, по завершении работы делается вывод.
5. При подготовке к сдаче лабораторной работы, необходимо ответить на предложенные контрольные вопросы.



Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания. В практике обучения в качестве самостоятельной работы чаще всего используются домашние задание, отдельные этапы лабораторных и семинарско-практических занятий, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, а также дипломное проектирование.

Методические рекомендации по подготовке и выполнению курсовой работы.

Курсовая работа – самостоятельное исследование избранной темы, выполняемое в течение семестра под руководством преподавателя с целью развития творческих способностей, углубленного изучения какого-либо вопроса (темы, раздела) дисциплины. Сообщение в виде доклада по теме – это творческая работа, выполненная самостоятельно при подготовке защите курсовой работы. Цели данного вида деятельности заключается в расширении и закреплении знаний, получаемых в ходе изучения дисциплины, выработке умения самостоятельно собирать материал по избранной теме, анализировать его, делать выводы и формулировать собственную позицию, приобщения к исследовательской деятельности, развития креативности (творчество), эстетического вкуса, инициативности, логического мышления.
Завершением творческой деятельности является создание продукта, который необходимо публично защищать на занятии по дисциплине (на защиту отводится 5-10 минут). Работа может быть представлена в виде мультимедийной презентации. Подготовка реферата, доклада проводится в несколько этапов.
Организационно – подготовительный этап включает выбор и согласование темы с преподавателем. В связи с выбранной темой необходимо сформулировать цели и задачи работы. Формулируя цель, следует помнить, что цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – конкретные пути её достижения.
Далее необходимо составить план работы. После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов темы и видов деятельности. План необходим для определения основных направлений исследования и сбора материала. Предварительный план согласовывается с преподавателем. В процессе работы план корректируется и уточняется.
Работа с литературой включает в себя: а) отбор и изучение литературы по теме б) сбор материала, его изучение, анализ и обобщение. При чтении книг, статей и др. необходимый материал фиксируется в виде: - цитирования с указанием источника информации, автора цитаты, - ксерокопий или сканирования текста, - конспектов статей. Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях записываются для последующего составления списка литературы.
Работа над текстом реферата (доклада).
После изучения литературы, анализа и обобщения материала приступают к работе над содержанием проекта. Первый шаг – подготовка чернового варианта. Рекомендуется черновой вариант писать на отдельных листах. Для обозримости содержания в целом текст проекта разбивают на разделы, главы, параграфы, пункты, подпункты. По окончании написания текста названия глав, параграфов, разделов выносят в «Содержание». Можно пойти и другим путем: сначала наметить «Содержание» (план), а затем подбирать материал под это содержание. Помимо основного текста в работу включают разнообразный иллюстративный материал, но обязательно с комментариями. Проверяется грамотность, исправляются ошибки. Черновой вариант согласовывается с преподавателем. После этого работа окончательно дорабатывается и печатается в окончательном варианте.
Структура реферата. Рукопись состоит из: введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений. Во введении мотивируется выбор темы; определяется её актуальность (теоретическое и практическое значение); определяется цель и задачи; возможно, выдвигается гипотеза (предполагаемый результат исследования). В заключении обобщаются результаты; делаются выводы по решению выдвинутой проблемы. После заключения помещают список литературы, изученной по теме проекта. В приложениях помещают иллюстрации, фото, схемы.
Оформление реферата. Реферат должен быть напечатан на стандартных листах писчей бумаги формата А4. Размер полей: левое – 30мм, правое – 15мм, верхнее – 20мм, нижнее – 20мм. Размер шрифта – 14, гарнитура Times New Roman, цвет – черный. Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный). Отступ красной строки – 1,25см. Выравнивание текста – по ширине. Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу листа посередине. Отсчет страниц начинается с титульного листа, но цифры проставляют, начиная с текста введения. Оглавление (содержание), введение, каждая глава или раздел, заключение, список литературы, приложения начинаются с новой страницы. В содержание выносят все заголовки работы. Справа указывают страницы (цифрой, без буквы «с»), с которых начинаются разделы. Между последним словом заголовка и номером страницы ставится отточие. Иллюстративный материал располагается в работе непосредственно после текста, в котором упоминается. Обозначается словом «Рисунок…» и нумеруется арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста. Таблица должна иметь название и номер. Таблицы нумеруются в пределах всего текста. Слово «Таблица» и её номер помещают над названием таблицы справа. Сокращения в тексте не допускаются, кроме: т.е., и т.д., и др., см. В списке литературы используется расположение источников по мере того, как они встречаются в тексте. Приложения располагают после списка литературы. Слово Приложение печатают в правом верхнем углу. Если приложений несколько, то они нумеруются заглавными буквами. Все листы подшивают в папку.
Защита реферата, как правило, осуществляется на занятии. Автор в течение 5-10 должны представить свою работу в самом выигрышном виде. В выступлении необходимо дать аннотацию (краткое описание) работы а) проблема, определившая тему проекта; б) цель, которая ставилась в начале работы над проектом; в) задачи, которые решались для достижения цели; г) новые знания и умения, полученные в процессе работы; д) трудности работы и способы их преодоления; е) соответствие полученного результата цели. В процессе защиты необходимо использовать заранее подготовленный наглядный материал.
Требования к изложению материала: а) изложение материала должно быть точным, ясно выражать мысль автора, должно быть логичным, т.е. излагать мысли последовательно, не противоречить самому себе, изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка. Выступление на защите должно показать, как глубоко осмыслена тема, в какой мере самостоятельным получилось исследование, насколько широки познания автора проекта по предмету. После выступления автору задают вопросы по теме проекта или непосредственно связанные с ней.

Методические указания для подготовки к экзамену
Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
В период подготовки к экзамену студенты могут получить у экзаменатора - преподавателя, проводивший лекционный курс индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к экзамену – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.