МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая химия наноструктурированных веществ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильОбщий. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия-1-2020
Часов по учебному плану 164
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 30 30 30 30
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 164 164 164 164

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Безносюк Сергей Александрович;к.ф.-м.н., доцент, Терентьева Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Плотников Владимир Александрович

Рабочая программа дисциплины
Физическая химия наноструктурированных веществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017г. №671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович, профессор, доктор физико-математических наук

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович, профессор, доктор физико-математических наук

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: формирование современных физико-химических представлений у химиков исследователей и химиков преподавателей о быстро развивающейся области нанотехнологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен применять расчетно-теоретические методы для изучения свойств веществ и процессов с их участием с использованием современной вычислительной техники
ПК-1:
ПК-2:
ПК-6:
ПК-7:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы правил и методик выполнения стандартных операций в физической химии наноструктурированного вещества
фундаментальные основы теории квантовых наноструктур вещества в свете развития химической науки
основу физической химии наноструктурированных веществ в свете естественнонаучных законов и закономерностей развития химической науки
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам физической химии наноструктурированного вещества
выполнять теоретические оценки свойств наносистем, используя фундаментальные понятия химической науки
выполнять теоретические расчёты свойств физической химии наноструктурированных веществ наносистем, используя естественнонаучные законы химической науки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам физической химии наноструктурированного вещества
навыками использования химических понятий в анализе физико-химических свойств наносистем
навыками использования естественнонаучных законов химической науки в вопросах физической химии наноструктурированных веществ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет нанонаук. Основные этапы развития нанонаук и нанотехнологий Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Предмет нанонаук. Основные этапы развития нанонаук и нанотехнологий Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Классификация наноструктур Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.4. Классификация наноструктур Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.5. Подготовка к практическому занятию Основные этапы развития нанотехнологий. Классификация наноструктур. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.6. Основные этапы развития нанотехнологий. Классификация наноструктур. Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Экспериментальные и теоретические основы физической химии наноструктур
2.1. Экспериментальные и теоретические методы наноструктурной химии. Изучение наноструктурных процессов в экспериментах атомно-силовой и туннельной микроскопии. Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Экспериментальные и теоретические методы наноструктурной химии. Изучение наноструктурных процессов в экспериментах атомно-силовой и туннельной микроскопии. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Подготовка к практическому занятию Экспериментальные методы нанонаук Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Экспериментальные методы нанонаук Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Физико-химическиие аспекты строения наноструктурированных веществ
3.1. Подготовка к практическому занятию Физические и нефизические процессы. Макро- и микромир Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Физические и нефизические процессы. Макро- и микромир Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Атомная топология Бейдера. Атомы и топология электронной плотности. Критические точки и их классификация. Фазовые портреты векторного поля градиента. Молекулярные структуры. Химические связи и молекулярные графы. Структура в химии. Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.4. Атомная топология Бейдера. Атомы и топология электронной плотности. Критические точки и их классификация. Фазовые портреты векторного поля градиента. Молекулярные структуры. Химические связи и молекулярные графы. Структура в химии. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.5. Подготовка к практическому занятию Энтропия. Фазовые переходы. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.6. Энтропия. Фазовые переходы. Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.7. Колебания атомов в кристаллической решетке. Закон дисперсии. Одномерные колебания струны. Колебания цепочки атомов. Колебания одномерной решетки с базисом. Колебания трехмерной решетки. Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.8. Колебания атомов в кристаллической решетке. Закон дисперсии. Одномерные колебания струны. Колебания цепочки атомов. Колебания одномерной решетки с базисом. Колебания трехмерной решетки. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.9. Подготовка к практическому заняитию Фононные спектры. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.10. Фононные спектры. Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.11. Теплоемкость твердых тел. Закон Дюлонга-Пти. Теория теплоемкости Эйнштейна. Теория теплоемкости Дебая. Теория теплоемкости и представление о фононах. Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.12. Теплоемкость твердых тел. Закон Дюлонга-Пти. Теория теплоемкости Эйнштейна. Теория теплоемкости Дебая. Теория теплоемкости и представление о фононах. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.13. Подготовка к практическому заняитию Теплоемкость твердых тел Сам. работа 8 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.14. Теплоемкость твердых тел Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Квантово-статистическая теория наноструктур вещества
4.1. Свободный электронный газ Ферми. Температурная зависимость функции распределения Ферми-Дирака. Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.2. Свободный электронный газ Ферми. Температурная зависимость функции распределения Ферми-Дирака. Сам. работа 8 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.3. Подготовка к практическому заняитию Расчет термодинамических величин методами статистической физики. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.4. Расчет термодинамических величин методами статистической физики. Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.5. Подготовка к практическому заняитию Термодинамической описание модели «желе». Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.6. Термодинамической описание модели «желе». Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.7. Подготовка к практическому заняитию Ридберговская материя. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.8. Ридберговская материя. Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.9. Подготовка к практическому заняитию Анализ статистики Ферми-Дирака и Больцмана. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.10. Анализ статистики Ферми-Дирака и Больцмана. Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Методы моделирования и компьютерного расчета физико-химических свойств наноструктур вещества
5.1. Подготовка к практическому заняитию Метод нелокального функционала плотности Сам. работа 8 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.2. Метод нелокального функционала плотности Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.3. Подготовка к лабораторной работе Использование метода нелокального функционала плотности для расчета параметров связи пар атомов. Часть 1. Нахождение вариационных параметров атомов элементов. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.4. Использование метода нелокального функционала плотности для расчета параметров связи пар атомов. Часть 1. Нахождение вариационных параметров атомов элементов. Лабораторные 8 6 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.5. Подготовка к лабораторной работе Использование метода нелокального функционала плотности для расчета параметров связи пар атомов. Часть 2. Нахождение радиусов взаимодействия. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.6. Использование метода нелокального функционала плотности для расчета параметров связи пар атомов. Часть 2. Нахождение радиусов взаимодействия. Лабораторные 8 6 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.7. Подготовка к лабораторной работе Использование метода нелокального функционала плотности для расчета параметров связи пар атомов. Часть 3. Расчет кулоновского взаимодействия. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.8. Использование метода нелокального функционала плотности для расчета параметров связи пар атомов. Часть 3. Расчет кулоновского взаимодействия. Лабораторные 8 6 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.9. Подготовка к лабораторной работе Использование метода нелокального функционала плотности для расчета параметров связи пар атомов. Часть 4. Расчет электростатического взаимодействия. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.10. Использование метода нелокального функционала плотности для расчета параметров связи пар атомов. Часть 4. Расчет электростатического взаимодействия. Лабораторные 8 6 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.11. Подготовка к лабораторной работе Использование метода нелокального функционала плотности для расчета параметров связи пар атомов. Часть 5. Нахождение параметров связи. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.12. Использование метода нелокального функционала плотности для расчета параметров связи пар атомов. Часть 5. Нахождение параметров связи. Лабораторные 8 6 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
приведены в фос
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д.И. Рыжонков, В.В. Лёвина, Э.Л. Дзидзигури Наноматериалы: Учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461725
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Безносюк [и др.] Многоуровневое строение, физико-химические и информационные свойства вещества: учеб. пособие для вузов Томск : Изд-во НТЛ, 2005
Л2.2 П.А. Витязь, Н.А. Свидунович Основы нанотехнологий и наноматериалов : учеб. пособие Минск: Выш. шк., 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=109924&sr=1
Л2.3 Л. В. Фомина [и др.] Физическая химия наноструктурных материалов электроники и спинтроники на основе полупроводниковых соединений A[[p]] III [[/p]] B [[p]] V [[/p]]: монография Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1182
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный ресурс научной школы «Фундаментальные основы нанонаук и прорывные нанотехнологии конденсированного состояния» [точка доступа http://compnano.1gb.ru/ http://compnano.1gb.ru/
Э2 Курс в Moodle «Физическая химия наноструктурированных веществ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=862
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
7-Zip;
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.chem.asu.ru/
2. http://www.chem.port.ru/
3. http://www.ars.org/portalchemistry/
4. http://www.pstlib.nsc.ru/
5. http://www.e.lanbook.com/
6. http://www.lib.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
504К учебно-исследовательская лаборатория компьютерного нанобиодизайна - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Доска маркерная; столы учебные на 10 посадочных мест; проектор короткофокусный мультимедийный ЕВ-420 1 ед.; экран; компьютеры: марка RAMEC модель G161 10G\03Y4 - 8 единиц; проектор: марка BENQ - 1 единица;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.


Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.


Подготовка к лабораторной работе
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка необходима для проведения компьютерного эксперимента, должна проводиться обучающимися в порядке самостоятельной работы. Ее следует начинать внимательным разбором руководства к данной лабораторной работе.
Особое внимание в ходе теоретической подготовки должно быть обращено на понимание сущности процесса. Для самоконтроля в каждой работе приведены контрольные вопросы, на которые обучающийся обязан дать четкие, правильные ответы. Теоретическая подготовка завершается предварительным составлением отчета со следующим порядком записей:
1. Название работы.
2. Цель работы.
3. Теоретическое введение.
4. Ход работы (включает рисунки, схемы, таблицы, основные формулы для определения величин).
5. Расчеты – окончательная запись результатов работы.
6. Вывод.


При выполнении лабораторных работ измерение физических величин необходимо проводить в строгой, заранее предусмотренной последовательности.
Особо следует обратить внимание на точность и своевременность отсчетов при измерении нужных физических величин. Например, точность измерения времени с помощью секундомера зависит не только от четкого определения положения стрелки, но и в значительной степени – от своевременности включения и выключения часового механизма.
Лабораторные работы выполняются по письменным инструкциям. Каждая инструкция содержит краткие теоретические сведения, относящиеся к данной работе, перечень необходимого оборудования, посуды, реактивов, порядок выполнения работы, контрольные вопросы.
Внимательное изучение методических указаний поможет выполнить работу.
Небрежное оформление отчета, исправление уже написанного недопустимо.
Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов

1. К выполнению лабораторных работ необходимо приготовиться до начала занятия в лаборатории. Кроме описания работы, используйте рекомендованную литературу и конспект лекций. К выполнению работы допускаются только подготовленные студенты.
2. При проведении эксперимента результаты измерений и расчетов записывайте четко и кратко в заранее подготовленные таблицы.
3. При обработке результатов измерений:
А) помните, что точность расчетов не может превышать точности прямых измерений;
Б) результаты измерений лучше записывать в виде доверительного интервала.
4. Отчеты по лабораторным работам должны включать в себя следующие пункты:
• название лабораторной работы и ее цель;
• краткое теоретическое обоснование;
• порядок выполнения лабораторной работы;
• далее пишется «Ход работы» и выполняются этапы лабораторной работы, согласно выше приведенному порядку записываются требуемые теоретические положения, результаты измерений, обработка результатов измерений, заполнение требуемых таблиц и графиков, по завершении работы делается вывод.
5. При подготовке к сдаче лабораторной работы, необходимо ответить на предложенные контрольные вопросы.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания.

Методические указания для подготовки к экзамену
Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
В период подготовки к экзамену студенты могут получить у экзаменатора - преподавателя, проводивший лекционный курс индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к экзамену – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.