МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационное общество и журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационное общество и журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - изучение информационного общества как новой среды существования средств массовой коммуникации
Задачи курса
Задачами изучения предмета являются: знакомство с современной ситуацией функционирпорвания информационного общества и проведение теоретической дискуссии по проблем влияния информатизации на социальную жизнь; углубление знаний в области изучения влияния компьютерных и информационных технологий на медийную сферу и журналистскую деятельность

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-19 способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация)
ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие тенденции развития информационного общества и особенности национальных моделей его становления, в том числе и российской, его влияние на состояние всей социокультурной реальности;
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в современных теоретических подходах к исследованию информационного общества, иметь представление об актуальных дискуссиях в этой области; приобрести навыки дискуссии по актуальным вопросам влияния информатизации на эволюцию социума и перспектив развития новых информационных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о функционировании информационно-компьютерных технологий и влиянии компьютеризации, развития Интернета, мультимедийных средств на социальную реальность

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы концепции информационного общества
1.1. Концепции «информационного общества» как развитие теории постиндустриализма: общая характеристика Лекции 7 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Работа с терминами по теме: "Теоретические основы концепции информационного общества" Сам. работа 7 10 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Информационное общество в системе социального развития
2.1. Процесс формирования информационного общества в СМИ. Информационное и постиндустриальное общества. Технические и социальные параметры общества «информационного» Лекции 7 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Процесс формирования информационного общества в СМИ. Информационное и постиндустриальное общества. Практические 7 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Технические и социальные параметры общества «информационного» Практические 7 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Реферат на тему: "Информационное общество в системе социального развития" Сам. работа 7 22 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Информационно-компьютерная революция: сущность и характеристики
3.1. Информационно-компьютерная революция как социально-технический процесс. Этапы компьютерной революции, их характеристика. Компьютеризация и социальное расслоение населения и стран мира Лекции 7 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Этапы компьютерной революции, их характеристика. Компьютеризация и социальное расслоение населения и стран мира Практические 7 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Информационно-компьютерная революция: сущность и характеристики Сам. работа 7 22 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Виртуализация и сетевая реальность, их социальные последствия
4.1. Понятие виртуализации общественной жизни, ее проявление в производственных, экономических, социальных, политических и идеологических отношениях. Формирование «сетевого общества» в СМИ., его характеристики, по М. Кастельсу Лекции 7 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Доклад на тему: "Виртуализация и сетевая реальность, их социальные последствия" Сам. работа 7 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Интернет как глобальная информационная среда
5.1. Интернет как глобальная информационная среда. Интернет как синтез всех предшествующих средств передачи информации и коммуникации. Интернет как феномен культуры. Виртуализация и сетевая реальность: социальные последствия Лекции 7 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Виртуализация и сетевая реальность: социальные последствия Практические 7 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Интернет как глобальная информационная среда Сам. работа 7 11 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Информационно-коммуникационные инновации, их роль в трансформации социального пространства и социального времени
6.1. Индивидуальное домашнее задание Сам. работа 7 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Глобализация как отражение информационных процессов в обществе
7.1. Понятие глобализации. Средства массовой информации как агенты культурной глобализации. Лекции 7 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Глобализм и антиглобализм в эпоху формирования информационного общества.Роль телевидения и Интернета в формировании постиндустриального общества Практические 7 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Мультимедийные презентации на тему: "Глобализация как отражение информационных процессов в обществе" Сам. работа 7 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Роль СМИ в становлении постиндустриализма и в процессах глобализации
8.1. Концептуальное обоснование роли СМИ в становлении и развитии «информационного», «массово-коммуникационного» общества современности Лекции 7 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Роль СМИ в становлении постиндустриализма и в процессах глобализации Сам. работа 7 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Журналистика в условиях информационно-коммуникационных инноваций
9.1. Чтение дополнительной литературы на тему: "Журналистика в условиях информационно-коммуникационных инноваций" Сам. работа 7 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Журналистика в процессах формирования гражданского общества в условиях глобальной информатизации
10.1. Творческое задание на тему: "Журналистика в процессах формирования гражданского общества в условиях глобальной информатизации" Сам. работа 7 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коханова Л.А. Основы теории журналистики: учебное пособие Юнити-Дана , 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692
Л1.2 Киселёв, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
Л1.3 Мансуров А.В. Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ//ЭБС «АлтГУ», 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2235
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ворошилов В. В. Теория и практика массовой информации : учебник Изд-во Михайлова В. А., 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.