МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационное общество и журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационное общество и журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - изучение информационного общества как новой среды существования средств массовой коммуникации
Задачи курса
Задачами изучения предмета являются: знакомство с современной ситуацией функционирпорвания информационного общества и проведение теоретической дискуссии по проблем влияния информатизации на социальную жизнь; углубление знаний в области изучения влияния компьютерных и информационных технологий на медийную сферу и журналистскую деятельность

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-19 способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие тенденции развития информационного общества и особенности национальных моделей его становления, в том числе и российской, его влияние на состояние всей социокультурной реальности
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в современных теоретических подходах к исследованию информационного общества, иметь представление об актуальных дискуссиях в этой области; приобрести навыки дискуссии по актуальным вопросам влияния информатизации на эволюцию социума и перспектив развития новых информационных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о функционировании информационно-компьютерных технологий и влиянии компьютеризации, развития Интернета, мультимедийных средств на социальную реальность

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы концепции информационного общества
1.1. Концепции «информационного общества» как развитие теории постиндустриализма: общая характеристика Лекции 3 1 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Работа с терминами по теме: "Теоретические основы концепции информационного общества" Сам. работа 3 10 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Информационное общество в системе социального развития
2.1. Процесс формирования информационного общества в СМИ. Информационное и постиндустриальное общества. Технические и социальные параметры общества «информационного» Лекции 3 1 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Процесс формирования информационного общества в СМИ. Информационное и постиндустриальное общества. Сам. работа 3 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Технические и социальные параметры общества «информационного» Сам. работа 3 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Реферат на тему: "Информационное общество в системе социального развития" Сам. работа 3 8 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Информационно-компьютерная революция: сущность и характеристики
3.1. Информационно-компьютерная революция как социально-технический процесс. Этапы компьютерной революции, их характеристика. Компьютеризация и социальное расслоение населения и стран мира Лекции 3 1 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Этапы компьютерной революции, их характеристика. Компьютеризация и социальное расслоение населения и стран мира Сам. работа 3 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.3. Эссе на тему: "Информационно-компьютерная революция: сущность и характеристики " Сам. работа 3 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Виртуализация и сетевая реальность, их социальные последствия
4.1. Понятие виртуализации общественной жизни, ее проявление в производственных, экономических, социальных, политических и идеологических отношениях. Формирование «сетевого общества» в СМИ., его характеристики, по М. Кастельсу Лекции 3 1 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Доклад на тему: "Виртуализация и сетевая реальность, их социальные последствия" Сам. работа 3 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Интернет как глобальная информационная среда
5.1. Интернет как глобальная информационная среда. Интернет как синтез всех предшествующих средств передачи информации и коммуникации. Интернет как феномен культуры. Виртуализация и сетевая реальность: социальные последствия Лекции 3 1 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Виртуализация и сетевая реальность: социальные последствия Сам. работа 3 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Письменная работа на тему: "Интернет как глобальная информационная среда" Сам. работа 3 12 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Информационно-коммуникационные инновации, их роль в трансформации социального пространства и социального времени
6.1. Индивидуальное домашнее задание Сам. работа 3 6 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Глобализация как отражение информационных процессов в обществе
7.1. Понятие глобализации. Средства массовой информации как агенты культурной глобализации. Лекции 3 1 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Глобализм и антиглобализм в эпоху формирования информационного общества.Роль телевидения и Интернета в формировании постиндустриального общества Сам. работа 3 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Мультимедийные презентации на тему: "Глобализация как отражение информационных процессов в обществе" Сам. работа 3 8 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Роль СМИ в становлении постиндустриализма и в процессах глобализации
8.1. Написание статьи на тему: "Роль СМИ в становлении постиндустриализма и в процессах глобализации" Сам. работа 3 12 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Журналистика в условиях информационно-коммуникационных инноваций
9.1. Чтение дополнительной литературы на тему: "Журналистика в условиях информационно-коммуникационных инноваций" Сам. работа 3 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Журналистика в процессах формирования гражданского общества в условиях глобальной информатизации
10.1. Творческое задание на тему: "Журналистика в процессах формирования гражданского общества в условиях глобальной информатизации" Сам. работа 3 16 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коханова Л.А. Основы теории журналистики: учебное пособие Юнити-Дана , 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692
Л1.2 Киселёв, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
Л1.3 Мансуров А.В. Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ//ЭБС «АлтГУ», 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2235
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ворошилов В. В. Теория и практика массовой информации : учебник Изд-во Михайлова В. А., 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.