Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Мультимедийная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z42_04_02_Мультимедиа-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 120 | 120 | 120 | 120 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.филол.н., проф
1.1. | Сформировать основы и дать базовые представления о формирования компетенций, необходимых для работы с информационными массивами; дать представления о функционировании современных телекоммуникационных технологиях, принципах работы глобальной сети Интернет , особенностях становления современного информационного общества и перспективах его развития Выделить основные принципы организации информационного обмена в глобальной сети Интернет и определить устройство и функционирование современных информационных систем в рамках парадигмы Web2.0 |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-4 | способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий |
ОПК-5 | готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности |
ПК-2 | готовность выполнять различные виды редакционой работы с целью создания медийных проектов повышенной сложности |
ПК-3 | готовность осуществлять организационные, координационные, контролирующие обязанности, текущее планирование в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | наиболее важные открытия и методологические подходы, меняющие представления о работе журналиста; современные технологии, используемые в рамках профессиональной журналистской деятельности; основные направления исследований в данной области, принципы их разработки; основные стратегии развития СМИ; методы текущего планирования и организации; нормы и стандарты современных мультимедийных редакций; принципы взаимодействия современных информационных систем и современных СМИ; принципы оценки и редактирования медиатекстов для разных медийных платформ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять новейшие технологии для создания материалов в жанрах мультимедийной журналистики; решать проблемы, требующие использования современных информационных систем; планировать этапы исследования и выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт; самостоятельно ставить организационные, координационные задачи, разрабатывать стратегии развития СМИ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы в условиях мультимедийной информационной среды; работы с ресурсами современных информационных систем в глобальной сети Интернет; организации основных этапов медиаисследования и рядоположных сфер исследования; навыками осуществления организационных, координационных, контролирующих обязанностей в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационное общество: этапы становления и роль информационных технологий | ||||||
1.1. | Научно-технические революции и переход от индустриального к постиндустриальному обществу. | Лекции | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
1.2. | Законспектируйте книгу М. Маклюэна «Медиа – это сообщение», проиллюстрируйте мысль автора на материалах какого-либо издания. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 2. Информационные технологии: основные понятия. Технические особенности функционирования информационных систем и организации передачи информации | ||||||
2.1. | Место и значение новых информационных технологий в современном обществе | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
2.2. | Подготовьтесь к дискуссии «Новые медиа, или телевизор мертв» | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
2.3. | Сознание и философия информационного общества | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
2.4. | Напишите эссе на тему «Газета 2029 года, или как я вижу будущее медиа». | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 3. Особенности современного информационного обмена и современные информационные технологии | ||||||
3.1. | Проведите опрос среди журналистов «Конвергентная в медиа: оптимизация рабочего процесса или усиление эксплуатации труда». | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.2. | Особенности функционирования языка СМИ в Интернете | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.3. | Компьютер в персональной работе журналиста | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.4. | Подготовьте презентацию «Лица, без которых современные медиа выглядели бы иначе». | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.5. | Интернет в персональной работе журналиста | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.6. | Информационная виртуальная среда. Создание сайта. Специфика блога | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.7. | Подготовьте презентацию «Ключевые медиаперсоны в исторической ретроспективе». | Сам. работа | 2 | 22 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.8. | Оцените степень валидности обратной связи на материалах комментариев к передаче «Особое мнение» радио «Эхо Москвы». | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.9. | Компьютерная верстка и дизайн печатных периодических изданий | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.10. | Сетевые СМИ как средство массовой информации и коммуникации | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.11. | Интернет как новая сфера функционирования массовых информационных и коммуникативных процессов | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.12. | Журналистика и информационное общество | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.13. | Проанализируйте сайт Интернет-издания Colta с точки зрения видов мультимедиа и способов их применения. | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.14. | Напишите реферат на одну из предложенных тем. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Роль Интернет-журналистики в общественно-политической жизни государства. 2. Рекламные и рекламно-информационные Интернет-издания. 3. Интернет-журналистика: ее специфика и характерные черты. 4. Веб-технологии журналистики. 5. Свойства веб-публикаций. 6. Информационное общество: понятие и характеристика. 7. Место и роль журналистики в информационном обществе. 8. Виртуальный эйкос и социокультурная среда. 9. Виртуальная реальность и медиатехнологии. 10. Информирование и коммуницирование. 11. История интернета в России. 12. Становление интернет-журналистики в России. 13. Типология веб-изданий. 14. Типология сайтов. 15. Редакция интернет-издания. 16. Менеджмент веб-проектов. 17. Жанры в интернет-журналистике. 18. Правовые основы интернет-журналистики. 19. Определения мультимедийной журналистики, роль и место в СМИ, характер функционирования. 20. Понятие гипертекста. 21. Процессы дигитализации в СМИ как фактор глобализации.. 22. Особенности языка мультимедийной журналистики. 23. Текст как энциклопедия и как архив. 24. Потребитель как активный пользователь мультимедийного контента. 25. Понятие конвергенции СМИ. 26. Формы организации работы мультимедийной редакции. 27. Интернет-лексика. Специфика новояза. 28. Психологические особенности веб-коммуникации. 29. Источники информации в сетевом пространстве. 30. Особенности восприятия аудиовизуальной информации. Типовое задание: Собрать в Интернете информацию для своей публикации на заданную тему. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. История развития информационных технологий. 2. Основные этапы становления информационного общества. 3. Особенности функционирования первых ЭВМ. 4. Информационный язык как средство представления информации. 5. Разновидности компьютерных вирусов и методы защиты от них. Основные антивирусные программы. 6. Жизненный цикл информационных технологий. 7. Современные мультимедийные технологии. 8. Современные технологии и их возможности. 9. Сканирование и системы, обеспечивающие распознавание символов. 10. Всемирная сеть Интернет: доступы к сети и основные каналы связи. 11. Основные принципы функционирования сети Интернет. 12. Разновидности поисковых систем в Интернете. 13. Программы, разработанные для работы с электронной почтой. 14. Система защиты информации в Интернете. 15. Современные программы переводчики. 16. Электронные денежные системы. 17. Информатизация общества: основные проблемы на пути к ликвидации компьютерной безграмотности. 18. Правонарушения в области информационных технологий. 19. Этические нормы поведения в информационной сети. 20. Преимущества и недостатки работы с ноутбуком, нетбуком, карманным компьютером. 21. Значение компьютерных технологий в жизни современного человека. 22. Информационные технологии в системе современного образования. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Амзин А. А. | Новостная интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.2 | Коханова Л.А., Калмыков А.А. | Интернет-журналистика : учебник : | М. : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Алексеева А.О., Вартанова Е.Л., Круглова Л.А., Лосева Н.Г., Лукина М.М., Лученко К.В., Рихтер А.Г., Смирнова О.В., Фомичева И.Д., Лукина М.М. | Интернет – СМИ: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.2 | Бобров, А.А. | Путь к профессионализму:: Учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722 |
Л2.3 | Коханова, Л.А. | Основы теории журналистики: учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э2 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э3 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение |