МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-технологическая компетентность журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 120
Виды контроля по курсам
зачеты: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 120 120 120 120
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Плахин В.Т.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационно-технологическая компетентность журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.филол.н., проф


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.филол.н., проф


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать основы и дать базовые представления о формирования компетенций, необходимых для работы с информационными массивами; дать представления о функционировании современных телекоммуникационных технологиях, принципах работы глобальной сети Интернет , особенностях становления современного информационного общества и перспективах его развития
Выделить основные принципы организации информационного обмена в глобальной сети Интернет и определить устройство и функционирование современных информационных систем в рамках парадигмы Web2.0

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-5 готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности
ПК-2 готовность выполнять различные виды редакционой работы с целью создания медийных проектов повышенной сложности
ПК-3 готовность осуществлять организационные, координационные, контролирующие обязанности, текущее планирование в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.наиболее важные открытия и методологические подходы, меняющие представления о работе журналиста; современные технологии, используемые в рамках профессиональной журналистской деятельности; основные направления исследований в данной области, принципы их разработки; основные стратегии развития СМИ; методы текущего планирования и организации; нормы и стандарты современных мультимедийных редакций; принципы взаимодействия современных информационных систем и современных СМИ; принципы оценки и редактирования медиатекстов для разных медийных платформ.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять новейшие технологии для создания материалов в жанрах мультимедийной журналистики; решать проблемы, требующие использования современных информационных систем; планировать этапы исследования и выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт; самостоятельно ставить организационные, координационные задачи, разрабатывать стратегии развития СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы в условиях мультимедийной информационной среды; работы с ресурсами современных информационных систем в глобальной сети Интернет; организации основных этапов медиаисследования и рядоположных сфер исследования; навыками осуществления организационных, координационных, контролирующих обязанностей в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество: этапы становления и роль информационных технологий
1.1. Научно-технические революции и переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Лекции 2 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Законспектируйте книгу М. Маклюэна «Медиа – это сообщение», проиллюстрируйте мысль автора на материалах какого-либо издания. Сам. работа 2 12 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Информационные технологии: основные понятия. Технические особенности функционирования информационных систем и организации передачи информации
2.1. Место и значение новых информационных технологий в современном обществе Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Подготовьтесь к дискуссии «Новые медиа, или телевизор мертв» Сам. работа 2 10 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Сознание и философия информационного общества Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Напишите эссе на тему «Газета 2029 года, или как я вижу будущее медиа». Сам. работа 2 10 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Особенности современного информационного обмена и современные информационные технологии
3.1. Проведите опрос среди журналистов «Конвергентная в медиа: оптимизация рабочего процесса или усиление эксплуатации труда». Сам. работа 2 12 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Особенности функционирования языка СМИ в Интернете Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Компьютер в персональной работе журналиста Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.4. Подготовьте презентацию «Лица, без которых современные медиа выглядели бы иначе». Сам. работа 2 12 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.5. Интернет в персональной работе журналиста Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.6. Информационная виртуальная среда. Создание сайта. Специфика блога Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.7. Подготовьте презентацию «Ключевые медиаперсоны в исторической ретроспективе». Сам. работа 2 22 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.8. Оцените степень валидности обратной связи на материалах комментариев к передаче «Особое мнение» радио «Эхо Москвы». Сам. работа 2 16 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.9. Компьютерная верстка и дизайн печатных периодических изданий Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.10. Сетевые СМИ как средство массовой информации и коммуникации Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.11. Интернет как новая сфера функционирования массовых информационных и коммуникативных процессов Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.12. Журналистика и информационное общество Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.13. Проанализируйте сайт Интернет-издания Colta с точки зрения видов мультимедиа и способов их применения. Сам. работа 2 16 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.14. Напишите реферат на одну из предложенных тем. Сам. работа 2 10 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Роль Интернет-журналистики в общественно-политической жизни государства.
2. Рекламные и рекламно-информационные Интернет-издания.
3. Интернет-журналистика: ее специфика и характерные черты.
4. Веб-технологии журналистики.
5. Свойства веб-публикаций.
6. Информационное общество: понятие и характеристика.
7. Место и роль журналистики в информационном обществе.
8. Виртуальный эйкос и социокультурная среда.
9. Виртуальная реальность и медиатехнологии.
10. Информирование и коммуницирование.
11. История интернета в России.
12. Становление интернет-журналистики в России.
13. Типология веб-изданий.
14. Типология сайтов.
15. Редакция интернет-издания.
16. Менеджмент веб-проектов.
17. Жанры в интернет-журналистике.
18. Правовые основы интернет-журналистики.
19. Определения мультимедийной журналистики, роль и место в СМИ, характер функционирования.
20. Понятие гипертекста.
21. Процессы дигитализации в СМИ как фактор глобализации..
22. Особенности языка мультимедийной журналистики.
23. Текст как энциклопедия и как архив.
24. Потребитель как активный пользователь мультимедийного контента.
25. Понятие конвергенции СМИ.
26. Формы организации работы мультимедийной редакции.
27. Интернет-лексика. Специфика новояза.
28. Психологические особенности веб-коммуникации.
29. Источники информации в сетевом пространстве.
30. Особенности восприятия аудиовизуальной информации.

Типовое задание: Собрать в Интернете информацию для своей публикации на заданную тему.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История развития информационных технологий.
2. Основные этапы становления информационного общества.
3. Особенности функционирования первых ЭВМ.
4. Информационный язык как средство представления информации.
5. Разновидности компьютерных вирусов и методы защиты от них. Основные антивирусные программы.
6. Жизненный цикл информационных технологий.
7. Современные мультимедийные технологии.
8. Современные технологии и их возможности.
9. Сканирование и системы, обеспечивающие распознавание символов.
10. Всемирная сеть Интернет: доступы к сети и основные каналы связи.
11. Основные принципы функционирования сети Интернет.
12. Разновидности поисковых систем в Интернете.
13. Программы, разработанные для работы с электронной почтой.
14. Система защиты информации в Интернете.
15. Современные программы переводчики.
16. Электронные денежные системы.
17. Информатизация общества: основные проблемы на пути к ликвидации компьютерной безграмотности.
18. Правонарушения в области информационных технологий.
19. Этические нормы поведения в информационной сети.
20. Преимущества и недостатки работы с ноутбуком, нетбуком, карманным компьютером.
21. Значение компьютерных технологий в жизни современного человека.
22. Информационные технологии в системе современного образования.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Коханова Л.А., Калмыков А.А. Интернет-журналистика : учебник : М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алексеева А.О., Вартанова Е.Л., Круглова Л.А., Лосева Н.Г., Лукина М.М., Лученко К.В., Рихтер А.Г., Смирнова О.В., Фомичева И.Д., Лукина М.М. Интернет – СМИ: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Бобров, А.А. Путь к профессионализму:: Учебное пособие Директ-Медиа, 2014 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
Л2.3 Коханова, Л.А. Основы теории журналистики: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение