МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия как империя
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Д.В. Папин

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Россия как империя

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.04 Политология, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014г. №939

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., професоор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., професоор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть исторические особенности формирования и развития Российской империи (внутригосударственные и внешнеполитические. Рассмотреть исторический путь развития России, обратив особое внимание на те события, которые наглядно характеризуют складывание Империи; проанализировать современное геополитическое, международное положение России;осмыслить историю Российского государства для использования исторического опыта и его уроков в жизни, профессиональной и общественной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-2: владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных этапах развития российского государства
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного осмысления исторического наследия и выражения своей гражданской; приемами ведения дискуссии и полемики на научных мероприятиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формирование империй: теоретический ракурс
1.1. Методологические основы понятия "империя" Лекции 3 2 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
1.2. Методологические основы понятия "империя". Империи в истории человечества Сам. работа 3 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
1.3. Методологические основы понятия "империя". Империи в истории человечества Практические 3 4 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
Раздел 2. Формирование Российского государства в XIV—XVIII вв.
2.1. Московское княжество как новый центр Российского государства Лекции 3 2 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.2. Российское государство на пути к империи Сам. работа 3 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.3. Российское государство на пути к империи Практические 3 2 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
Раздел 3. Российская империя (1721-1917 гг.)
3.1. Основные этапы истории Российской империи Лекции 3 2 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
3.2. Российская империя: особенности формирования и национального устройства Сам. работа 3 8 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Российская империя: особенности формирования и национального устройства Практические 3 6 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. СССР (1922-1991 гг.)
4.1. Образование СССР: причины и принципы создания союза Лекции 3 2 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. СССР как империя нового типа Сам. работа 3 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
4.3. СССР как империя нового типа Практические 3 2 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
Раздел 5. Россия в XXI веке
5.1. Современный этап развития России Сам. работа 3 10 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
5.2. Современный этап развития России Практические 3 2 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чураков Д.О., Саркисян С.А. История России до ХХ века: Учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru/book/E847A545-0F15-45EA-AB29-94AEFC2C1DAE
Л1.2 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
Л1.3 Смирнов, Г. Н. Политология. Россия в мировом политическом процессе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EE046AD5-A4B1-45E0-ADE1-FC8EA35E39A2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Желтов В. В. Геополитика: история и теория: Учебное пособие М.: Вузовский учебник, 2014 http://znanium.com/go.php?id=460290
Л2.2 М. Б. Некрасова Отечественная история: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6
Л2.3 Сахаров, А.Н История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2-х т Москва : Проспект, , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251751
Л2.4 Филатов А. С. Россия и мир. Геополитика в цивилизованном измерении: монография Москва: Проспект, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=253592
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Россия как империя" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4726
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «Россия как империя» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. В рамках данного курса они проводятся в виде: вводной лекции (дается целостное представление об учебном предмете) и лекции-информации (ведется изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практические занятия проводятся в форме тематических занятий. Тематические занятия включает вступительную часть, заслушивание доклада (сообщения) и его обсуждение, обсуждение вопросов практического занятия, формулирование кратких выводов по вопросам, заключительную часть.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.