МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки18.04.01. Химическая технология
ПрофильИнновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план18_04_01_Химтех-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Безносюк Сергей Александрович;к.ф.-м.н., доцент, Терентьева Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Плотников Владимир Александрович

Рабочая программа дисциплины
Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1494)

составлена на основании учебного плана:
18.04.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 19.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 19.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить магистрантов с методологией и технологией научно-исследовательской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук
ОК-5 способностью к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ПК-1 способностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей
ПК-2 готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи
ПК-3 способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы методологии и технологии научно-исследовательской деятельности и ее роль в химии и смежных науках
методологические подходы к самостоятельному обучению новым методам исследования, к совершенствованию технологий исследования в своей профессиональной деятельности и в смежных областях знаний.
Теоретические подходы методологии к организации самостоятельной и коллективной научно-исследовательской работе, к разработке планов и программ проведения научных исследований
Методы поиска и систематизации научно-технической информации.
методологические основы организации проведения экспериментов с использованием современных приборов и статистической обработки результатов.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать учебные задачи по методологии и технологии научно-исследовательской деятельности
решать задачи самообучения и совершенствования приёмов исследования в своей профессиональной деятельности с использованием современной методологии.
разрабатывать планы и программы проведения научных исследований
решать типовые задачи поиску и систематизации научно-технической информации
решать типовые задачи по организации проведения экспериментов с использованием современных приборов и статистической обработки результатов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способен применить теоретические знания в области методологии и технологии научно-исследовательской деятельности для решения профессиональных задач.
способен применить методологические знания и умения для профессионального роста, к самостоятельному обучению, к разработке новых методов исследования и к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности.
применением теоретических знаний и умений к разработке планов и программ научных исследований для решения профессиональных задач, в том числе в смежных областях.
Навыками поиска и систематизации научно-технической информации
для решения профессиональных задач, в том числе в смежных областях знаний.
навыками применения знаний и умений для организации проведения экспериментов и испытаний при решении профессиональных задач, в том числе в смежных областях знаний.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в методологию научно-исследовательской деятельности. Сам. работа 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основы научно-исследовательской деятельности.
2.1. Основы научно-исследовательской деятельности. Наука как вид человеческой деятельности.Сущность и структура науки как особого вида знания.Основы научно-исследовательской деятельности. Типология научных исследований. Лекции 1 1 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.2. Основы научно-исследовательской деятельности. Наука как вид человеческой деятельности. Сам. работа 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.4. Научное исследование: понятие, виды, этапы Практические 1 2 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.5. Основы научно-исследовательской деятельности. Сущность и структура науки как особого вида знания. Сам. работа 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.6. Основы научно-исследовательской деятельности. Типология научных исследований. Сам. работа 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. История науки
3.1. История науки. Доклассический период науки. Период классической науки.История науки. Становление и развитие неклассической науки. Понятие научной революции. Тенденции развития науки. Понятие научной революции. Тенденции развития науки Лекции 1 1 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
3.2. История науки. Доклассический период науки. Период классической науки.История науки. Становление и развитие неклассической науки. Сам. работа 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
3.3. Понятие научной революции. Тенденции развития науки Сам. работа 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Методологические основы научных исследований.
4.1. Методологические основы научных исследований. Понятие о методе и методологии исследования. Уровни методологии.Логика научного исследования. Алгоритм научного исследования Лекции 1 1 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.2. Методологические основы научных исследований. Универсалии науки Сам. работа 1 2 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
4.3. Типология методов научных исследований Сам. работа 1 2 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
4.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 1 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
4.5. Методология научного исследования Практические 1 2 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
4.6. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
4.7. Методы научного исследования Практические 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
4.8. Теоретические исследования Сам. работа 1 1 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
4.9. Эмперические исследованияЛекция Сам. работа 1 1 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
4.10. Основы теории экспериментаЛекция Сам. работа 1 1 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Планирование и организация научных исследований
5.1. Общие требования и организация магистерской подготовки. Планирование и организация научных исследований Лекции 1 1 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
5.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 6 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
5.3. Работа с информацией в рамках научного исследования Практические 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
5.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 6 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
5.5. Представление результатов научного исследования Практические 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Методология и технологии научно-исследовательской деятельности (04.04.01)» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочно);
Adobe Reader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ - http://www.lib.asu.ru
РГБ Российская государственная библиотека - http://www.rsl.ru
БЕН Библиотека естественных наук - http://ben.irex.ru
Государственная публичная научно-техническая библиотека - http://www.gpntb.ru
БАН Библиотека Академии наук -http://ban.pu.ru
РНБ Российская национальная библиотека - http://www.nlr.ru
Научная электронная библиотека РФФИ - http://www.elibrary.ru
Библиотека МГУ -http://www.lib.msu.su

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.


Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания.

Методические указания для подготовки к зачету
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
В период подготовки к зачету студенты могут получить у преподавателя индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к зачету – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.