Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-5-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | 4 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 |
Сам. работа | 48 | 48 | 43 | 43 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 8 | 8 | 13 | 13 | 21 | 21 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор
1.1. | Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление об исторических этапах, тенденциях и закономерностях развития журналистики и СМИ в зарубежных странах. Задачи дисциплины: - проанализировать основные этапы развития, функции и формы средств распространения массовой информации в истории человечества; - раскрыть технические, социокультурные, политические и экономические особенности функционирования зарубежных СМИ в разные исторические периоды; - выявить связь журналистики с политическими, философскими и религиозными течениями, определить ее воздействие на ход важнейших исторических событий и место в пространстве мировой культуры; - продемонстрировать национальное своеобразие журналистики в различных странах Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Латинской Америки; - познакомиться с творчеством выдающихся зарубежных журналистов и публицистов прошлого, с деятельностью наиболее ярких периодических изданий XVIII, XIX и XX вв., а также с развитием электронных СМИ в различных зарубежных странах во второй половине ХХ века. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОПК-5 | способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы исторического развития общества и зарубежной журналистики в тематическом, жанровом, методологическом и идеологическом аспектах, профессиональную биографию ключевых исторических лиц зарубежной журналистики, историю знаковых периодических изданий |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять основные особенности и ключевые идеи зарубежной журналистики в контексте исторической эпохи, постигать профессиональный смысл произошедших событий журналистской истории, экстраполировать уроки истории на современную журналистскую деятельность |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основами исторической методологии, способностью выявлять существенные взаимосвязи процессов и тенденций зарубежной журналистской истории, применять навыки, приемы и методы ключевых субъектов истории журналистики в повседневной профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История зарождения журналистики: от пражурналистских явлений до начала XIX века | ||||||
1.1. | Основные понятия и категории массовой информации в их историческом становлении. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Политическая журналистика в Англии XVII-XVIII вв. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Становление политической журналистики во Франции | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Творческие приемы памфлетов | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Периодика времен Великой французской революции | Сам. работа | 3 | 2 | ||
Раздел 2. История становления зарубежной журналистики в XIX веке | ||||||
2.1. | Развитие концепции «свободы печати» в XIX вв. европейских странах. Становление и развитие типологии печати | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Выполнение индивидуального домашнего задания (реферат) | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Французская печать XIX в | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Печать Франции при Наполеоне I | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Зачет | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Зарубежная журналистика конца XIX века - первой половины XX века | ||||||
3.1. | Основные тенденции развития европейской журналистики на рубеже веков. Преображение немецких СМИ | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Расследовательская журналистика макрейкеров | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Выполнение индивидуального домашнего задания (реферат) | Сам. работа | 3 | 14 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Особенности нацистской пропаганды | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | «Дебаты о свободе печати» | Сам. работа | 3 | 4 | ||
3.6. | Публицистика Нелли Блай | Лекции | 3 | 0 | ||
3.7. | Индивидуальная подготовка к промежуточной аттестации по курсу | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Журналистика второй половины ХХ века | ||||||
4.1. | Особенности развития СМИ зарубежных стран в 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Особенности технологического развития СМИ стран Западной Европы и США в 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Средства массовой информации США 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Анализ произведения - «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.5. | Средства массовой информации Великобритании, Франции, Германии в 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.6. | Анализ литературы, посвященной Уотергейтскому скандалу | Сам. работа | 4 | 5 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.7. | Написание реферата | Сам. работа | 4 | 15 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.8. | Особенности развития СМИ на рубеже XX и XXI вв. | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.9. | Индивидуальная подготовка студентов к итоговой аттестации по дисциплине | Сам. работа | 4 | 15 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.10. | Экзамен | 4 | 13 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. | История мировой журналистики: учебное пособие | М.: Издательство МГУ, 2004 | |
Л1.2 | Прутцков Г.В., Засурский Я.Н. | История зарубежной журналистики, 1929-2011: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Трыков В.П. | История зарубежной журналистики: от истоков до Второй мировой войны: учеб. пособие для вузов | М.: Инфомедиа Паблишерз, [2007] | |
Л2.2 | О. Г. Панкина, В. Е. Аникеев | Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика: | М.: МГУ, 1984 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э3 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |