МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежной журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 91
контроль 21
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 48 48 43 43 91 91
Часы на контроль 8 8 13 13 21 21
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.;к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
История зарубежной журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление об исторических этапах, тенденциях и закономерностях развития журналистики и СМИ в зарубежных странах.
Задачи дисциплины:
- проанализировать основные этапы развития, функции и формы средств распространения массовой информации в истории человечества;
- раскрыть технические, социокультурные, политические и экономические особенности функционирования зарубежных СМИ в разные исторические периоды;
- выявить связь журналистики с политическими, философскими и религиозными течениями, определить ее воздействие на ход важнейших исторических событий и место в пространстве мировой культуры;
- продемонстрировать национальное своеобразие журналистики в различных странах Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Латинской Америки;
- познакомиться с творчеством выдающихся зарубежных журналистов и публицистов прошлого, с деятельностью наиболее ярких периодических изданий XVIII, XIX и XX вв., а также с развитием электронных СМИ в различных зарубежных странах во второй половине ХХ века.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-5 способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы исторического развития общества и зарубежной журналистики в тематическом, жанровом, методологическом и идеологическом аспектах, профессиональную биографию ключевых исторических лиц зарубежной журналистики, историю знаковых периодических изданий
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять основные особенности и ключевые идеи зарубежной журналистики в контексте исторической эпохи, постигать профессиональный смысл произошедших событий журналистской истории, экстраполировать уроки истории на современную журналистскую деятельность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами исторической методологии, способностью выявлять существенные взаимосвязи процессов и тенденций зарубежной журналистской истории, применять навыки, приемы и методы ключевых субъектов истории журналистики в повседневной профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История зарождения журналистики: от пражурналистских явлений до начала XIX века
1.1. Основные понятия и категории массовой информации в их историческом становлении. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Политическая журналистика в Англии XVII-XVIII вв. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Становление политической журналистики во Франции Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Творческие приемы памфлетов Сам. работа 3 6 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Периодика времен Великой французской революции Сам. работа 3 2
Раздел 2. История становления зарубежной журналистики в XIX веке
2.1. Развитие концепции «свободы печати» в XIX вв. европейских странах. Становление и развитие типологии печати Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Выполнение индивидуального домашнего задания (реферат) Сам. работа 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Французская печать XIX в Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Печать Франции при Наполеоне I Сам. работа 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Зачет 3 8 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Зарубежная журналистика конца XIX века - первой половины XX века
3.1. Основные тенденции развития европейской журналистики на рубеже веков. Преображение немецких СМИ Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Расследовательская журналистика макрейкеров Сам. работа 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Выполнение индивидуального домашнего задания (реферат) Сам. работа 3 14 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Особенности нацистской пропаганды Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. «Дебаты о свободе печати» Сам. работа 3 4
3.6. Публицистика Нелли Блай Лекции 3 0
3.7. Индивидуальная подготовка к промежуточной аттестации по курсу Сам. работа 3 10 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Журналистика второй половины ХХ века
4.1. Особенности развития СМИ зарубежных стран в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Особенности технологического развития СМИ стран Западной Европы и США в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Средства массовой информации США 1945 – 2000 гг. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.4. Анализ произведения - «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика. Сам. работа 4 8 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.5. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Германии в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.6. Анализ литературы, посвященной Уотергейтскому скандалу Сам. работа 4 5 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.7. Написание реферата Сам. работа 4 15 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.8. Особенности развития СМИ на рубеже XX и XXI вв. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.9. Индивидуальная подготовка студентов к итоговой аттестации по дисциплине Сам. работа 4 15 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.10. Экзамен 4 13 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. История мировой журналистики: учебное пособие М.: Издательство МГУ, 2004
Л1.2 Прутцков Г.В., Засурский Я.Н. История зарубежной журналистики, 1929-2011: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трыков В.П. История зарубежной журналистики: от истоков до Второй мировой войны: учеб. пособие для вузов М.: Инфомедиа Паблишерз, [2007]
Л2.2 О. Г. Панкина, В. Е. Аникеев Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика: М.: МГУ, 1984
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.