МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психодиагностика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна;кандидат социологических, доцент, Омельченко Дарья Алексеевна;старший преподаватель, Суртаева Ольга Валерьевна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Психодиагностика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор С.Г. Максимова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор С.Г. Максимова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование целостной системы представлений основных о психодиагностике и психометрике, повышение уровня компетентности в использовании психодиагностических методов, развитие навыков конструирования тестовых психологических методик.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные методические, этические, профессиональные принципы психодиагностики как сферы социальной и психологической практики. Методики для изучения особенностей личности, характера и темперамента, интеллекта, их назначение и процедуры проведения. Основы теории измерения и математической статистики, назначение, содержание диагностических шкал, тестовые нормы психодиагностических методик. Теоретико-методологические и организационно- методические основы создания психологического теста, отечественные и зарубежные концепции личности, концепцию психического свойства в психодиагностике. Этапы создания тестовых методик, представления об этапе стандартизации и валидизации теста, его адаптации и расчета тестовых норм. Принципы получения и использования психодиагностической информации, этические проблемы психологической диагностики. Осознавать проблемы профессионализма специалистов, последствия некорректного применения психодиагностических методов, важность защиты психодиагностических методов от некорректного использования, в том числе для манипулирования сознанием.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять свои способности к самоорганизации и самообразованию при разработке инструментария, проведении опроса, создании базы эмпирических данных по результатам проведения психологической диагностики. Уметь проводить первичный анализ психодиагностической шкалы, ее соответствия виду нормального распределения, проверять гипотезы о взаимосвязи с другими шкалами тестов, оценивать валидность и надежность инструмента. Уметь компетентно подобрать психодиагностический инструментарий, исходя из задач диагностирования, валидности и надежности метода. Умеет организовывать процесс диагностирования, создавать условия для наиболее эффективной диагностики, в том числе для самообразования.
Уметь применять математические методы для анализа выбранного свойства личности, использовать их для построения математической модели и ее описания. Умеет обосновывать использование методов математического анализа и моделирования для проведения экспериментального исследования личностного свойства и конструирования психологического теста. Использовать полученные знания и умения в процессе самообразования для улучшения самоорганизации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками организации, проведения и анализа результатов исследования структуры личности с определенными свойствами, разработки психодиагностического инструментария; навыками анализа психодиагностических данных, выявления взаимосвязей и статистической зависимости между различными шкалами, проверки надежности и валидности теста, расчета тестовых норм; навыками анализа результатов психометрических исследований и их использования для оценки эффективности психодиагностических методов, возможностей и ограничений их использования, в том числе для самоорганизации и саморазвития.
Применять полученные навыки для проведения теоретических и экспериментальных исследований в своей профессиональной деятельности, используя способности к самоорганизации и самообразованию. Владеть навыками комплексной интерпретации результатов диагностирования по нескольким методикам, составления общей диагностической картины обследуемого, в том числе себя, разрабатывать предложения и рекомендации по использованию результатов диагностики для устранения недостатков и развития достоинств.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическая диагностика как сфера социальной практики
Раздел 2. Теоретико-методологические основания психологической диагностики
2.1. Введение в курс "Психодиагностика" Лекции 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Определение понятия «психическое свойство» в психодиагностике Лекции 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Психологическая диагностика с использованием тестов «Черты характера и темперамента», MMPI, «Потребность в достижении», «Потребность в общении» Практические 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
2.4. Психологическая диагностика с использованием тестов «Самоактуализационый тест», «Опросник EPQ Г.Айзенка», «Шестнадцать личностных факторов Р.Кеттела», «Тест интеллекта Г. Айзенка» Практические 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Методы психодиагностики
3.1. Проблемы методологии психологического исследования Лекции 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Методы психологической диагностики Лекции 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.3. Психологическая диагностика с использованием тестов «Методика исследования тревожности Ч. Спилбергера», «Тест социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р.Даймонда». Практические 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.4. Знакомство с программой SPSS. Создание и редактирование файлов. Психологическая диагностика с использованием тестов «Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу», «Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). Практические 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Структура диагностического процесса
4.1. Создание базы данных на основе результатов тестирования. Практические 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
4.2. Разработка оснований для индивидуального проекта по созданию учебного психологического теста: определение выбранной для диагностирования черты, формулирование контрольного вопроса для самооценки испытуемых. Практические 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
4.3. Подготовка отчета по исследованию психического свойства для зачета Сам. работа 4 66 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Психологический тест: принципы организации, классификация, психометрические требования
5.1. Тест как стандартизированное измерение Лекции 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
5.2. Характеристики эффективных тестовых методик Лекции 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
5.3. Адаптация вопросов теста MMPI с учетом особенностей выборки, на базе которой разрабатывается индивидуальный тестовый проект. Создание базы данных адаптированных вопросов Практические 4 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Технология конструирования тестовых диагностических методик
6.1. Основные статистические понятия, используемые в психометрической практике Лекции 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
6.2. Статистические гипотезы и критерии Лекции 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Современные проблемы психодиагностики
7.1. Опрос респондентов с помощью созданного учебного теста. Определение тестовых норм. Ввод данных тестирования в программе SPSS Практические 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
7.2. Установление валидности созданного теста. Проведение факторного анализа результатов тестирования выбранной черты и экспертного опроса и данных тестирования с помощью тестов ЧХТ и MMPI Практические 4 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
7.3. Установление валидности созданного теста. Проведение факторного анализа результатов тестирования выбранной черты и экспертного опроса и данных тестирования с помощью тестов ЧХТ и MMPI Практические 4 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
7.4. Подготовка итогового отчета по индивидуальному учебно-исследовательскому проекту. Подготовка презентации результатов учебно-исследовательского проекта Сам. работа 4 117 ОК-7 Л1.1, Л2.1
7.5. Экзамен 4 13 ОК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крыштановский, А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для вузов Москва, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=445561
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учебник ВЛАДОС, 2016 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691011344.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Психодиагностика" на Образовательном портале АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=675
Э2 Психологическая диагностика: вопросы теории и практики http://elibrary.asu.ru/handle/asu/709
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office.
Программное обеспечение для математико-статистического анализа данных IBM SPSS Statistics.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Психодиагностика" реализован в системе Moodle, ссылка: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=675
В первом семестре студенты сдают зачет.
Для получения зачета необходимо:
1. Пройти тестирование, список тестов:
MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник)
"Уровень субъективного контроля" (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд)
Личностный опросник EPI (Г.Айзенк)
Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С. Шмишека)
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (16 PF)
Тест Дж.Голланда (Дж.Холланда) на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной)
«Якоря карьеры», методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова).
Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)
Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной
Тест Сонди (метод портретных выборов).
2. Подготовить информацию по интерпретации результатов тестирования (студент должен уметь ориентироваться в разных тестах и шкалах), дать обстоятельное описание и анализ своих результатов.
3. Подготовить информацию по теоретическим вопросам к зачету.
Во втором семестре студенты сдают экзамен.
Для получения экзамена необходимо:
1. Иметь результаты тестирования по изученным методикам, знать структуру, обработку и интерпретацию результатов тестирования по следующим методикам:
Диагностика интеллекта и общих способностей
Тест "Прогрессивные матрицы Равена"
Тест на интеллект Г. Айзенка
Тест оценки уровня социального интеллекта
Методика для оценки логического мышления
Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной
Краткий Ориентировочный Тест (Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика)
2. Написать контрольную работу, посвященную психологической диагностике выбранного личностного свойства.
3. Подготовиться к ответу на теоретические вопросы к экзамену.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения
Студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 10-12 листов в рукописном варианте или 9-10 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала).
Структура контрольной работы
Контрольная работа состоит из 2-х частей:
1. Выбрать свойство личности самостоятельно с учетом интересов студентов и по согласованию с преподавателем. Найти определения выбранного свойства (не менее 3) с указанием авторов. На цитируемые источники необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты). Сформулировать собственное определение на базе изученных определений и дать обоснование данного выбора определения.
2. Определить методики или шкалы тестов по оценке выбранного свойства из предложенных тестов.
Перечень тестов
1.Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI)
2.Тест «Черты характера и темперамента» (ЧХТ)
3.Тест интеллекта Г. Айзенк
4.16-ти факторный личностный опросник Кеттелла.
5.Опросник EPQ (методика Г. Айзенка)
6.Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека)
7.Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин)
8.Шкала оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлов)
9.Самоактуализационный тест Шостром
10.Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)
11.Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)
Работа должна быть оформлена аккуратно. Без положительной оценки контрольной работы студент до экзамена не допускается.