МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сакрализация власти

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Д.В. Папин

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, П.К. Дашковский

Рабочая программа дисциплины
Сакрализация власти

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование у учащихся знаний об особенностях организации власти в традиционных обществах, роли и функциях сакрализации в культуре и социуме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-8 способностью самостоятельно анализировать религиоведческую, философскую, социально-политическую и научную литературу, на основании научного анализа тенденций социального, экономического и духовного развития общества делать прогнозы и выдавать рекомендации, осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать
ПК-1 способностью внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с основами предметной области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы формирования института власти; критерии сакрализации власти; особенности организации политических институтов у разных народов в исторической ретроспективе
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять основные критерии сакрализации института власти; определять роль лидера в системе формирования института управления;
собирать и обрабатывать научную информацию по проблеме сакрализации института власти, с целью прогнозирования дальнейшего развития социально-политической системы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа информации о перспективах развития сакрализации института власти; выделения основных тенденций направленных на формирование сакрализации института власти;сбора и обработки информации по истории сакрализации институтов власти

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое изучение проблемы сакрализации института власти
1.1. Теоретическое осмысления понятия института власти Лекции 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
1.2. Проблема сакрализации власти во французской исторической школе «Анналы» Сам. работа 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
1.3. Проблема сакрализации власти во французской исторической школе «Анналы» Практические 3 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
Раздел 2. Механизмы сакрализации власти в архаическом обществе
2.1. Особенности функционирования механизмов сакрализации в архаических культурах Лекции 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
Раздел 3. Сакрализация власти в древнем мире
3.1. Сакрализация власти фараона в Древнем Египте Сам. работа 3 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.2. Сакрализация власти фараона в Древнем Египте Практические 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.3. Сакрализация правителей в Древней Месопотамии Сам. работа 3 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.4. Сакрализация правителей в Древней Месопотамии Практические 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.5. Сакрализация власти в Древней Греции Сам. работа 3 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.6. Сакрализация власти в Древней Греции Практические 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.7. Сакрализация власти в Древнем Риме Сам. работа 3 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.8. Сакрализация власти в Древнем Риме Практические 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
Раздел 4. Сакрализация власти в период Средневековья
4.1. Религиозные истоки власти в эпоху средневековья Лекции 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
Раздел 5. Сакрализация власти в государствах Востока
5.1. Сакрализация власти в истории Китая Сам. работа 3 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
5.2. Сакрализация власти в истории Китая Практические 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
5.3. Сакрализация императора в Японии Сам. работа 3 5 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
5.4. Сакрализация императора в Японии Практические 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
5.5. Сакрализация власти в истории Индии Сам. работа 3 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
5.6. Сакрализация власти в истории Индии Практические 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
Раздел 6. Образ правителя в культуре Нового времени и современности
6.1. Изменение механизмов сакрализации в культуре Нового времени и современности Лекции 3 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
Раздел 7. Сакрализация власти в монотеистических религиозных традициях
7.1. Развитие сакрализации власти правителя в исламском мире Сам. работа 3 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
7.2. Развитие сакрализации власти правителя в исламском мире Практические 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
7.3. Сакрализация власти в истории христианского мира Сам. работа 3 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
7.4. Сакрализация власти в истории христианского мира Практические 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
7.5. Экзамен 3 27 ОК-1, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. История Востока в 2 т. Т. 1 в 2 кн. Книга 1.: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AAF3573B-905C-4DC4-8B9E-BB0EF869BE8D
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Буйчик А. Г. История социума и демократии: монография : в 2-х кн. Кн. 1. Древний мир, Средневековье и эпоха Возрождения: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Костюк К. Н CIVITAS DEI : между земной властью и Божьей правдой: сборник статей: Москва: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Сакрализация власти" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «Сакрализация власти» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. В рамках данного курса они проводятся в виде: вводной лекции (дается целостное представление об учебном предмете) и лекции-информации (ведется изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практические занятия проводятся в форме тематических занятий. Тематическое занятие включает вступительную часть, заслушивание доклада (сообщения) и его обсуждение, обсуждение вопросов семинара, формулирование кратких выводов по вопросам, заключительную часть.
Самые общие, распространенные правила подготовки к занятию требуют от студента: изучить рекомендованные источники; сделать краткие выписки; продумать ответы по вопросам темы данного практического занятия; быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на практическое занятие; при необходимости следует подготовить информационное сообщение. Работа в ходе проведения занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных на занятии вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Темы докладов указаны в плане занятия. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии.