Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | состоит в подготовке специалистов, обладающих способностями анализа исторических аспектов и эволюции славянских языческих представлений, а также владеющим мифологическими представлениями и пантеоном Богов славян |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | восточнославянский языческий пантеон и особенности его исторической трансформации; картину мифологических представлений в славянском язычестве;новейшие методики и разработки археологов в области реконструкции славянских языческих верований по результатам изучения археологических памятников. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | производить сравнительный анализ письменных источников и выделять специфические особенности восточнославянских религиозных представлений; характеризовать основные типы археологических памятников восточных славян: сооружения, предметы культа; описывать религиозные обряды и ритуалы славян. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком интерпретировать языческие ритуалы и обряды с позиции современных результатов источниковедческих и археологических исследований; способностью соотносить научную информацию по религии славян с новейшими сведениями. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История изучения славянского язычества | ||||||
1.1. | Понятие, источники, методы изучения славянского язычества | Лекции | 7 | 2 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Понятие, источники, методы изучения славянского язычества | Сам. работа | 7 | 6 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | История изучения славянского язычества. Периодизация | Лекции | 7 | 2 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | История изучения славянского язычества. Периодизация | Сам. работа | 7 | 8 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Реконструкция древнейших пластов славянского язычества | Лекции | 7 | 4 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Реконструкция древнейших пластов славянского язычества | Сам. работа | 7 | 8 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Религиозно-мифологическая система восточных славян | ||||||
2.1. | Пантеон восточнославянского язычества | Сам. работа | 7 | 6 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Пантеон восточнославянского язычества | Лекции | 7 | 4 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Славянская мифология. Космологические и космогонические представления славян | Лекции | 7 | 4 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Славянская мифология. Космологические и космогонические представления славян | Сам. работа | 7 | 8 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Религиозная реформа 10 в. и эволюция восточнославянского пантеона | Лекции | 7 | 4 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Начало христианизации славянских народов. Судьба восточнославянских божеств | Лекции | 7 | 4 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.7. | Религиозная реформа 10 в. и эволюция восточнославянского пантеона | Сам. работа | 7 | 6 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.8. | Начало христианизации славянских народов. Судьба восточнославянских божеств | Сам. работа | 7 | 6 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Аничков, Е.В. | Язычество и древняя Русь [Электронный ресурс]: | Лань, 2014 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Сахаров, А.Н | История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2-х т | Москва : Проспект, , 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зуев М.Н. | История России: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | А. Ф. Гильфердинг. | Когда Европа была нашей: история балтийских славян : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/E451D0CB-0C0E-4AD9-8EF6-88537851CC48. |
Л2.3 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | eLibrary.ru — научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека Гумер | www.gumer.info | ||
Э3 | м | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс "Славянское язычество" рассчитан на 1 семестр. В рамках дисциплины студенты знакомятся с историей, культурой и религиозными представлениями славян. Учебная деятельность студента состоит из аудиторной работы и внеаудиторной самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине «Славянское язычество» в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции. Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений. Изучение теоретических основ дисциплины и ее разделов предполагает осмысление учебного материала, предъявляемого на лекциях. Используя электронную библиотечную базу, студенты изучают основную литературу. Студенты входят в базу ЭБС и работают с текстами учебников. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно изучаются научные статьи и монографии. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. В некоторых случаях на лекциях может использоваться устный групповой опрос, выявляющий степень понимания и усвоения теоретического материала. Самостоятельная работа студента включает в себя не только, работу с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий, но и подготовку доклада по представленным в Фонде оценочных средств темам. Для более глубокого раскрытия темы доклада студенту нужно познакомиться с дополнительной литературой, что позволит студентам выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме. При работе с источниками и литературой студенту необходимо: 1. Определиться с выбором источников и литературы. Правильный вариант рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. 2. При изучении материала следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего – т.е. в такой степени, чтобы студент мог объяснить изученный материал своими словами. 3. Особое внимание следует обратить на основные понятия курса и новые, незнакомые слова и определения. 4. Необходимо вести записи во время изучения источников и литературы. 5. Желательно выписывать выходные данные по изучаемым книгам. |