МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Славянское язычество

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Славянское язычество

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
состоит в подготовке специалистов, обладающих способностями анализа исторических аспектов и эволюции славянских языческих представлений, а также владеющим мифологическими представлениями и пантеоном Богов славян

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.восточнославянский языческий пантеон и особенности его исторической трансформации; картину мифологических представлений в славянском язычестве;новейшие методики и разработки археологов в области реконструкции славянских языческих верований по результатам изучения археологических памятников.
3.2.Уметь:
3.2.1.производить сравнительный анализ письменных источников и выделять специфические особенности восточнославянских религиозных представлений;
характеризовать основные типы археологических памятников восточных славян: сооружения, предметы культа; описывать религиозные обряды и ритуалы славян.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком интерпретировать языческие ритуалы и обряды с позиции современных результатов источниковедческих и археологических исследований; способностью соотносить научную информацию по религии славян с новейшими сведениями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История изучения славянского язычества
1.1. Понятие, источники, методы изучения славянского язычества Лекции 7 2 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Понятие, источники, методы изучения славянского язычества Сам. работа 7 6 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.3. История изучения славянского язычества. Периодизация Лекции 7 2 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.4. История изучения славянского язычества. Периодизация Сам. работа 7 8 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.5. Реконструкция древнейших пластов славянского язычества Лекции 7 4 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.6. Реконструкция древнейших пластов славянского язычества Сам. работа 7 8 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Религиозно-мифологическая система восточных славян
2.1. Пантеон восточнославянского язычества Сам. работа 7 6 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.2. Пантеон восточнославянского язычества Лекции 7 4 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.3. Славянская мифология. Космологические и космогонические представления славян Лекции 7 4 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.4. Славянская мифология. Космологические и космогонические представления славян Сам. работа 7 8 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.5. Религиозная реформа 10 в. и эволюция восточнославянского пантеона Лекции 7 4 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.6. Начало христианизации славянских народов. Судьба восточнославянских божеств Лекции 7 4 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.7. Религиозная реформа 10 в. и эволюция восточнославянского пантеона Сам. работа 7 6 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.8. Начало христианизации славянских народов. Судьба восточнославянских божеств Сам. работа 7 6 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аничков, Е.В. Язычество и древняя Русь [Электронный ресурс]: Лань, 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Сахаров, А.Н История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2-х т Москва : Проспект, , 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зуев М.Н. История России: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л2.2 А. Ф. Гильфердинг. Когда Европа была нашей: история балтийских славян : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E451D0CB-0C0E-4AD9-8EF6-88537851CC48.
Л2.3 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 eLibrary.ru — научная электронная библиотека elibrary.ru
Э2 Электронная библиотека Гумер www.gumer.info
Э3 м portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Славянское язычество" рассчитан на 1 семестр. В рамках дисциплины студенты знакомятся с историей, культурой и религиозными представлениями славян.
Учебная деятельность студента состоит из аудиторной работы и внеаудиторной самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине «Славянское язычество» в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции. Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений.
Изучение теоретических основ дисциплины и ее разделов предполагает осмысление учебного материала, предъявляемого на лекциях. Используя электронную библиотечную базу, студенты изучают основную литературу. Студенты входят в базу ЭБС и работают с текстами учебников. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно изучаются научные статьи и монографии. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. В некоторых случаях на лекциях может использоваться устный групповой опрос, выявляющий степень понимания и усвоения теоретического материала.

Самостоятельная работа студента включает в себя не только, работу с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий, но и подготовку доклада по представленным в Фонде оценочных средств темам. Для более глубокого раскрытия темы доклада студенту нужно познакомиться с дополнительной литературой, что позволит студентам выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При работе с источниками и литературой студенту необходимо:
1. Определиться с выбором источников и литературы. Правильный вариант рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
2. При изучении материала следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего – т.е. в такой степени, чтобы студент мог объяснить изученный материал своими словами.
3. Особое внимание следует обратить на основные понятия курса и новые, незнакомые слова и определения.
4. Необходимо вести записи во время изучения источников и литературы.
5. Желательно выписывать выходные данные по изучаемым книгам.