МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная российская философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, К.А. Тишкина

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин

Рабочая программа дисциплины
Современная российская философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучаемой дисциплины является ознакомление студентов с особенностями и основными направлениями развития российской философии последних двадцати лет.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-6 способностью использовать знания общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях, а также основные парадигмы современной религиозной антропологии
ПК-5 способностью обрабатываться полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.роль современной основные направления, школы, концепции и персоналии, репрезентирующие российскую философскую мысль, современные формы рефлексии, теоретические принципы и методологические подходы, в т.ч. в религиозной антропологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знание достижений современной философской мысли, в т.ч. в религиозной антропологии, для постановки конкретных
задач религиозно-философских исследований; оценивать различные феномены российской философской мысли в контексте ее целостного философского восприятия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами аргументированного изложения собственной точки зрения с учетом знания источников, опытом сравнительного философского анализа духовно-теоретических проявлений традиционной и современной форм культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел Методологические проблемы современной российской философии
1.1. Традиция советской академической философии. Феноменология, постмодерн, аналитическая философия в современной России Лекции 3 6 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Традиция советской академической философии. Феноменология, постмодерн, аналитическая философия в современной России Практические 3 4 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Традиция советской академической философии. Феноменология, постмодерн, аналитическая философия в современной России Сам. работа 3 10 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Раскрытие маргинальных тем (война, ложь, путешествие) Практические 3 4 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Раскрытие маргинальных тем (война, ложь, путешествие) Сам. работа 3 12 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Направления развития современной российской философии
2.1. М.Н. Эпштейн о проективном знании и новых мирах познания Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. М.Н. Эпштейн о проективном знании и новых мирах познания Практические 3 6 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. М.Н. Эпштейн о проективном знании и новых мирах познания Сам. работа 3 14 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Философия языка Ф.И. Гиренка Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Синергийная антропология С.С. Хоружего Практические 3 6 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Синергийная антропология С.С. Хоружего Сам. работа 3 13 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Экзамен 3 27 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Ивин, И. П. Никитина Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство ЭБС "ЮРАЙТ", 2017 www.biblio-online.ru/book/EDA36C20-BFA3-4ECD-A67D-781737E3C317
Л1.2 Ивин, А.А. Современная философия истории: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко Г.В. История философии: Учебник для бакалавров М : Издательство Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний http://www.elibrary.ru/ -
Э2 Электронная библиотека объединяющая книги посвященные богословским проблемам bogoslov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене. Лекции по курсу «Современная российская философия» выстроены по типологическому принципу, и потому студент обязан знать основные направления и персоналии российской философской мысли на современном этапе ее развития. Также обучающийся должен быть способным изложить как особенности современной российской философии в целом, так и каждого из ее направлений и представителей, в частности.
На практических занятиях студент обязан критически лично оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех, или иных философских учений, сформировавшихся в лоне российской философской традиции в конце XX – начале XXI веков. Умение оценивать место российской философской мысли настоящего времени в современных российских социально-экономических реалиях и в общемировой современной философии также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении, излагаемого им материала по дисциплине «Современная российская философия». Способность продемонстрировать применение полученных знаний, касающихся современной российской философии, в личной жизненной ситуации студента представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.