МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные системы Российских СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Шершнева Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные системы Российских СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Дашковский П.К.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Дашковский П.К.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 Углубить базовые представления о специфике системы СМИ как информационной социально-ориентированной индустрии, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов и организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ.
1.2 Освоить специфику медиатекста как особого продукта творческой деятельности, овладеть способом данного рода деятельности и его основными жанровыми модификациями.
1.3 Соединить в представлении студентов теорию и практику масс-медиа и выработать теоретические ориентиры, основания подхода к анализу явлений практики журналистики.
1.4 Дать общее представление о современных моделях средств массовой информации и факторах, определяющих их становление и развитие.
1.5 Сформировать понятийный аппарат дисциплины, познакомить студентов с особенностями медиасистем в России.
1.6 Изучение современного состояния системы средств массовой коммуникации и информации, ее инфраструктуры, а также основных организационных форм медиаиндустрии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации
ПК-10 Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые характеристики массовой информации, особенности ее создании и репродуцирования в массовой коммуникационной системе, жанровые особенности публицистических текстов, стили общения, принятые в общественных сферах, жанровые характеристики выступлений и докладов в различных формах.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о специфике массовой информации в ходе создания и распространения информационного контента, выступать с сообщениями и докладами в различных форматах представления информации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора и верификации информации общественно-политической направленности, владеет навыками публичного выступления, приемами привлечения внимания аудитории, методами эффективного представления информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Жанровая и методологическая система СМИ
1.1. Введение в теорию журналистики. Система понятий и жанров теории журналистики. Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Новостная журналистика Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Жанровая природа медиатекстов Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Мультимедийные технологии и конвергенция СМИ Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Анализ произведений новостного жанра Сам. работа 5 6 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Анализ мультимедийных элементов лонгрида Сам. работа 5 6 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Жанрообразующие элементы очерка Сам. работа 5 10 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Анализ кейсов расследовательской журналистики Сам. работа 5 10 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Информационные жанры Практические 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Интервью как метод и жанр Практические 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Аналитические жанры Практические 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Публицистические жанры Практические 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Мультимедийные жанры Практические 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Раздел 2. Структура и функции индустрии СМИ
2.1. Современная структура и динамика системы СМИ Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Факторы влияния на российское телевидение Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Печатные СМИ России Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Радио и онлайн-СМИ России Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Медиасистема России Сам. работа 5 25 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Основные сегменты телевидения Российской Федерации, его перспективы, закономерности развития, проблемы, слабости и угрозы Сам. работа 5 6 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Перспективы онлайновых СМИ в РФ и в западной журналистике Сам. работа 5 4 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Создание модели мультимедийного интернет-издания по плану, предложенного преподавателем Сам. работа 5 14 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Современная структура и динамика системы СМИ Практические 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Телевидение в России Практические 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.11. Печатные СМИ России Практические 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.12. Радио: структура и типология Практические 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.13. Российские СМИ и Интернет. Практические 5 2 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.14. Экзамен 5 27 ОПК-5, ПК-10 Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1) Основные факторы, определяющие жанровую дифференциацию журналистского творчества.
2) Основные группы жанров журналистского творчества (ключевые черты традиционной типологии).
3) Новость (заметка) как жанр журналистики. Понятие информативности текста.
4) Типология информационных жанров (традиция советской журналистики / постсоветская жанровая вариативность).
5) Трансформация новости под воздействием развития информационно-коммуникационных технологий.
6) Типы репортажных текстов. Позиция автора в репортаже.
7) Интервью как метод сбора информации и жанр журналистики.
8) Специфика проведения интервью (технология интервьюирования).
9) Специфические признаки аналитических жанров журналистики.
10) Трансформация жанра статьи в мультимедийную эпоху.
11) Специфика художественно-публицистических текстов отечественной журналистики.
12) Публицистический потенциал очерка в отечественной журналистике.
13) Новые жанры цифровой эпохи (лонгрид, твиттер-репортаж, мультимедийная статья, журналистика скриншота).
14) Специфика новостной журналистики в Интернет-пространстве.
15) Методы и особенности поиска информации
16) Опрос как метод сбора статистической информации
17) Особенности метода наблюдения в журналистике
18) Эксперимент как метод сбора информации
19) Мотивация журналистской деятельности
20) Источники журналистской информации
21) Профессиональные стандарты работы с источниками информации
22) Отражение процессов глобализации в развитии медиасистем России.
23) Медиасистема. Основные компоненты. Функции.
24) Конвергенция как фактор трансформации системы СМИ.
25) Медиасистема как часть сектора постиндустриальной экономики.
26) Роль современной медиасистемы в формировании политической повестки дня.
27) Современные проблемы продвижения печатных СМИ на медиарынке.
28) Журналистика 2.0: специфика функционирования в различных форматах и на разных медиаплатформах.
29) Типологическая характеристика сетевых периодических изданий.
30) Понятие общественного телевидения.
31) Трансформации российского радиовещания в современной медиасистеме.
32) Трансформации российского телевидения в современной Медиасистеме.
33) Трансформация типологической структуры современных печатных СМИ России.
34) СМИ в Интернете: специфика, типология, перспективы развития.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мансурова В. Д. Социальные сети и СМИ: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Познин В.Ф. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. РАДИО- И ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 А.Г. Киселёв Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Ворошилов Журналистика: учеб. для вузов КноРус, 2009
Л2.2 Алексеева А.О., Вартанова Е.Л., Круглова Л.А., Лосева Н.Г., Лукина М.М., Лученко К.В., Рихтер А.Г., Смирнова О.В., Фомичева И.Д., Лукина М.М. Интернет – СМИ: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.3 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л2.4 А.А. Бобров Путь к профессионализму: учебное пособие М. : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
Л2.5 Бакшин, В.В. Основы журналистики : учебное пособие Флинта, 2009 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79332
Л2.6 Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2012
Л2.7 Мандель, Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.elsevierscience.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru/
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
PowerPoint
AcrobatReader
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на специфику журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов; кроме этого необходимо акцентировать внимание на особенностях организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ в современных условиях развития медийного пространства. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, ошибок при написании / создании публикации (радио-, видеосюжета), но и анализировать общую позицию автора, а также формат СМИ. Обратить внимание на жанровую диффузию и разнообразие методов сбора информации, используемых в современных условиях.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени.
Эссе. При написании эссе следует обратить внимание на указанные в задании критерии оценки: оригинальность заголовка, его соответствие тексту эссе, правильность оформления, наличие языковых выразительных средств в тексте, авторских оценок, опирающихся на эмпирический материал, цитаты из литературных произведений, исторические факты. Выводы студента должны быть аргументированы и обоснованы.
Тест. Тест содержит 50 вопросов. Подготовка к тестированию ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При прохождении итогового теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать именно один правильный ответ. Необходимо вникнуть в суть вопроса и внимательно прочесть каждый вариант ответа, не забывая об ограничении времени на прохождение теста.
Экзамен. При подготовке к экзамену нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.