МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические основы психологии коммуникаций, как базы формирования эффективных навыков успешных коммуникаций в будущей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-10 Способностью осуществлять сбор и классификацию информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения теории и практики психологии коммуникации. Cпецифику коммуникаций в области межличностного и межкультурного взаимодействия, способы кооперации с коллегами. Коммуникативные нарушения в молодежной среде. Базовую и инновационную специфику коммуникаций в устной и письменной форме. Способы установления эффективных межличностных и межкультурных контактов в молодежной среде.
Базовые и инновационные основы сбора научной информации в области работы с молодежью
Всю совокупность определений и понятий, связанных с психологией коммуникаций в коллективах; теории и классификации коммуникативных процессов в коллективах. Способы использования полученной информации в профессиональной деятельности.
специфику эффективного написания обзоров и рефератов для решения профессиональных задач в области работы с молодежью
3.2.Уметь:
3.2.1.Объяснять социально-психологические феномены СМИ: информационные потоки, механизмы информационной манипуляции массовым сознанием. Эффективно использовать коммуникацию для межличностного и межкультурного общения, реализуя в контексте актуальных профессиональных задач.
Использовать эффективные средства коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для кооперации с коллегами, реализуя задачи профессии.
Собирать и систематизировать в необходимом профессиональном контексте научную информацию.
писать научно обоснованные рефераты и обзоры по молодежной тематике, реализуя актуальные профессиональные задачи.
Объяснять социально-психологические феномены СМИ: информационные потоки, механизмы информационной манипуляции массовым сознанием. Эффективно использовать коммуникацию для межличностного и межкультурного общения, реализуя в контексте актуальных профессиональных задач.
Использовать эффективные средства коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для кооперации с коллегами, реализуя задачи профессии.
Собирать и систематизировать в необходимом профессиональном контексте научную информацию.
писать научно обоснованные рефераты и обзоры по молодежной тематике, реализуя актуальные профессиональные задачи.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Психологического исследования феноменов коммуникации, техниками эффективного профессионального общения. Навыками эффективной кооперации с коллегами. Навыками эффективного межличностного и межкультурного взаимодействия. Комплексными навыками по анализу механизмов регулирования коммуникаций в молодежной среде, решая актуальные профессиональные задачи.
Навыками установления межличностного и межкультурного взаимодействия, используя в работе с коллективами по решению молодежных проблем.
Навыками оценки и организации сбора научной информации, использует для решения значимых профессиональных задач.
Эффективными навыками успешной работы с информацией для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психологии коммуникаций
1.1. Предмет, методы и задачи курса «Психология коммуникации Лекции 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Общение и социальные отношения Лекции 2 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Специфика межличностной коммуникации Лекции 2 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Психические процессы в коммуникациях Лекции 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.5. Потребности, мотивы интересы в коммуникациях Практические 2 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.6. Массовая коммуникация как социально-психологическое явление Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.7. Психология процесса коммуникации Практические 2 6 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.8. Психологические модели убеждающего воздействия Практические 2 8 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.9. Психологические эффекты массовых коммуникаций Сам. работа 2 4 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.10. Психология рекламы Сам. работа 2 10 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.11. Психология слухов и предрассудков Сам. работа 2 10 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Аудитория как социально-психологический феномен.
2. Общая характеристика аудитории.
3. Типология аудитории.
4. Сегментация аудитории.
5. Мотивации и ожидания в механизме обращения к аудитории.
6. Структура личности как база восприятия информации.
7. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации.
8. Интерес как фактор коммуникации.
9. Внимание, восприятие понимание и запоминание в процессе коммуникации.
10. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ.
11. Опыт и воображение.
12. Внушение и убеждение.
13. Психологические модели убеждающего воздействия.
14. Методы изучения аудитории.
15. Использование психологических механизмов в работе с аудиторией.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Предмет, методы и задачи курса «психология коммуникации».
2 . Интерес как фактор коммуникации.
3. Внимание, восприятие понимание и запоминание в процессе коммуникации.
3. Массовая коммуникация: понятие, особенности, место и роль в обществе.
4. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии.
5. Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации.
6. Опыт и воображение в МК.
7. Внушение и убеждение в МК.
8. Социально-психологические особенности отдельных видов МК.
9. Механизм («цепь») массовой коммуникации.
10. Особенности познавательных психических процессов в МК.
11. Особенности эмоционально-волевых процессов в МК.
12. Структура личности как база восприятия и обработки информации и главный барьер на пути влияния массовой коммуникации.
13. Роль установок и стереотипов в процессе массовой коммуникации.
14. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.
15. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ.
16. Нормальные и анормальные психические состояния в МК.
17. Психологические, языковые и социальные барьеры в МК.
18. Теории медиаэффектов
19. Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне.
20. Эффекты массовой коммуникации на общественном уровне.
21. Подражание, заражение, внушение. Симптомы огруппления мышления.
22. Психологические модели убеждающего воздействия.
23. ПР и пропаганда: сходство и различия (психологический и социально- психологический аспекты).
24. Способы влияния пропаганды на индивида и социальные группы.
25. Объективные и субъективные факторы, влияющие на ход и результаты пропаганды.
26. Манипулирование: природа, формы и механизмы.
27. Роль СМИ в пропаганде и агитации.
28. ПР и реклама: сходство и различия (психологический и социально- психологический аспекты.)
29. Психологическое воздействие в рекламе.
30. Психотехнология рекламного дела.
31. Психология рекламы в прессе.
32. Психология рекламы по телевидению.
33. Психология наружной рекламы.
34. Коммуникативная эффективность рекламы. Критерии эффективности рекламы.
35. Слух как СМИ. Природа и разновидности слухов.
36. Факторы циркуляции слухов. Борьба со слухами.
37. Каналы распространения слухов. Роль СМИ в распространении слухов.
38. Предрассудки и их разновидности.
39. Основные причины возникновения и распространения предрассудков
40. Слухи и предрассудки в ПР-деятельности.
41. Мода как социально-психологический феномен.
42. Психология творчества в коммуникационном процессе.
43. Творческие способности и творческое мышление
44. Методы активизации творческого мышления.
45. Психология творчества журналиста.
46. Психология творчества в ПР-деятельности.
47. Креативная психология в рекламном деле
48. Знаки, символы и эмблемы в коммуникационных процессах: место, роль, функции.
49. Психологические особенности политической символики и эмблематики.
50. Психологические особенности социокультурных символов и эмблем.
51. Психологические особенности коммерческой символики и эмблематики.
Практические задания
52. Приведите примеры символики и эмблематики в корпоративном имидже АлтГУ.
53. Выделите основные подходы, направления и методология в исследованиях массовой коммуникации
54. Приведите перечень методов для изучения психологических и социально-психологических аспектов массовой коммуникации.
55. Напишите краткое эссе «Коммуникатор: психологические аспекты изучения».
56. Приведите примеры типология аудитории, cегментации аудитории.
57. Проведите проективные методы в изучении аудитории.
58. Проанализируйте свое участие в фокус-группе, выделите особенности, достоинства и недостатки.
59. Проведите контент-анализ статьи в изучении массовой коммуникации.
60. Проведите анкетирование, интервью и тестирование в психологических исследованиях массовой коммуникации.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций: монография М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Болотова А. К., Жуков Ю. М. Психология коммуникаций: Научные монографии Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
www.openoffice.org/ru/liscence.html
Mozila FireFox
https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/
Chrome
https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.