Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 30 | 30 | 30 | 30 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.
1.1. | Изучить теоретические основы психологии коммуникаций, как базы формирования эффективных навыков успешных коммуникаций в будущей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.14 |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
ПК-10 | Способностью осуществлять сбор и классификацию информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные положения теории и практики психологии коммуникации. Cпецифику коммуникаций в области межличностного и межкультурного взаимодействия, способы кооперации с коллегами. Коммуникативные нарушения в молодежной среде. Базовую и инновационную специфику коммуникаций в устной и письменной форме. Способы установления эффективных межличностных и межкультурных контактов в молодежной среде. Базовые и инновационные основы сбора научной информации в области работы с молодежью Всю совокупность определений и понятий, связанных с психологией коммуникаций в коллективах; теории и классификации коммуникативных процессов в коллективах. Способы использования полученной информации в профессиональной деятельности. специфику эффективного написания обзоров и рефератов для решения профессиональных задач в области работы с молодежью |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Объяснять социально-психологические феномены СМИ: информационные потоки, механизмы информационной манипуляции массовым сознанием. Эффективно использовать коммуникацию для межличностного и межкультурного общения, реализуя в контексте актуальных профессиональных задач. Использовать эффективные средства коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для кооперации с коллегами, реализуя задачи профессии. Собирать и систематизировать в необходимом профессиональном контексте научную информацию. писать научно обоснованные рефераты и обзоры по молодежной тематике, реализуя актуальные профессиональные задачи. Объяснять социально-психологические феномены СМИ: информационные потоки, механизмы информационной манипуляции массовым сознанием. Эффективно использовать коммуникацию для межличностного и межкультурного общения, реализуя в контексте актуальных профессиональных задач. Использовать эффективные средства коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для кооперации с коллегами, реализуя задачи профессии. Собирать и систематизировать в необходимом профессиональном контексте научную информацию. писать научно обоснованные рефераты и обзоры по молодежной тематике, реализуя актуальные профессиональные задачи. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Психологического исследования феноменов коммуникации, техниками эффективного профессионального общения. Навыками эффективной кооперации с коллегами. Навыками эффективного межличностного и межкультурного взаимодействия. Комплексными навыками по анализу механизмов регулирования коммуникаций в молодежной среде, решая актуальные профессиональные задачи. Навыками установления межличностного и межкультурного взаимодействия, используя в работе с коллективами по решению молодежных проблем. Навыками оценки и организации сбора научной информации, использует для решения значимых профессиональных задач. Эффективными навыками успешной работы с информацией для решения профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы психологии коммуникаций | ||||||
1.1. | Предмет, методы и задачи курса «Психология коммуникации | Лекции | 2 | 4 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Общение и социальные отношения | Лекции | 2 | 4 | ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Специфика межличностной коммуникации | Лекции | 2 | 4 | ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Психические процессы в коммуникациях | Лекции | 2 | 4 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Потребности, мотивы интересы в коммуникациях | Практические | 2 | 12 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Массовая коммуникация как социально-психологическое явление | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-7, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Психология процесса коммуникации | Практические | 2 | 6 | ОК-7, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Психологические модели убеждающего воздействия | Практические | 2 | 8 | ОК-7, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Психологические эффекты массовых коммуникаций | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-7, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Психология рекламы | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-7, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Психология слухов и предрассудков | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-7, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Аудитория как социально-психологический феномен. 2. Общая характеристика аудитории. 3. Типология аудитории. 4. Сегментация аудитории. 5. Мотивации и ожидания в механизме обращения к аудитории. 6. Структура личности как база восприятия информации. 7. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации. 8. Интерес как фактор коммуникации. 9. Внимание, восприятие понимание и запоминание в процессе коммуникации. 10. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ. 11. Опыт и воображение. 12. Внушение и убеждение. 13. Психологические модели убеждающего воздействия. 14. Методы изучения аудитории. 15. Использование психологических механизмов в работе с аудиторией. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Теоретические вопросы 1. Предмет, методы и задачи курса «психология коммуникации». 2 . Интерес как фактор коммуникации. 3. Внимание, восприятие понимание и запоминание в процессе коммуникации. 3. Массовая коммуникация: понятие, особенности, место и роль в обществе. 4. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии. 5. Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации. 6. Опыт и воображение в МК. 7. Внушение и убеждение в МК. 8. Социально-психологические особенности отдельных видов МК. 9. Механизм («цепь») массовой коммуникации. 10. Особенности познавательных психических процессов в МК. 11. Особенности эмоционально-волевых процессов в МК. 12. Структура личности как база восприятия и обработки информации и главный барьер на пути влияния массовой коммуникации. 13. Роль установок и стереотипов в процессе массовой коммуникации. 14. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием. 15. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ. 16. Нормальные и анормальные психические состояния в МК. 17. Психологические, языковые и социальные барьеры в МК. 18. Теории медиаэффектов 19. Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне. 20. Эффекты массовой коммуникации на общественном уровне. 21. Подражание, заражение, внушение. Симптомы огруппления мышления. 22. Психологические модели убеждающего воздействия. 23. ПР и пропаганда: сходство и различия (психологический и социально- психологический аспекты). 24. Способы влияния пропаганды на индивида и социальные группы. 25. Объективные и субъективные факторы, влияющие на ход и результаты пропаганды. 26. Манипулирование: природа, формы и механизмы. 27. Роль СМИ в пропаганде и агитации. 28. ПР и реклама: сходство и различия (психологический и социально- психологический аспекты.) 29. Психологическое воздействие в рекламе. 30. Психотехнология рекламного дела. 31. Психология рекламы в прессе. 32. Психология рекламы по телевидению. 33. Психология наружной рекламы. 34. Коммуникативная эффективность рекламы. Критерии эффективности рекламы. 35. Слух как СМИ. Природа и разновидности слухов. 36. Факторы циркуляции слухов. Борьба со слухами. 37. Каналы распространения слухов. Роль СМИ в распространении слухов. 38. Предрассудки и их разновидности. 39. Основные причины возникновения и распространения предрассудков 40. Слухи и предрассудки в ПР-деятельности. 41. Мода как социально-психологический феномен. 42. Психология творчества в коммуникационном процессе. 43. Творческие способности и творческое мышление 44. Методы активизации творческого мышления. 45. Психология творчества журналиста. 46. Психология творчества в ПР-деятельности. 47. Креативная психология в рекламном деле 48. Знаки, символы и эмблемы в коммуникационных процессах: место, роль, функции. 49. Психологические особенности политической символики и эмблематики. 50. Психологические особенности социокультурных символов и эмблем. 51. Психологические особенности коммерческой символики и эмблематики. Практические задания 52. Приведите примеры символики и эмблематики в корпоративном имидже АлтГУ. 53. Выделите основные подходы, направления и методология в исследованиях массовой коммуникации 54. Приведите перечень методов для изучения психологических и социально-психологических аспектов массовой коммуникации. 55. Напишите краткое эссе «Коммуникатор: психологические аспекты изучения». 56. Приведите примеры типология аудитории, cегментации аудитории. 57. Проведите проективные методы в изучении аудитории. 58. Проанализируйте свое участие в фокус-группе, выделите особенности, достоинства и недостатки. 59. Проведите контент-анализ статьи в изучении массовой коммуникации. 60. Проведите анкетирование, интервью и тестирование в психологических исследованиях массовой коммуникации. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Болотова А.К., Жуков Ю.М. | Психология коммуникаций: монография | М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Болотова А. К., Жуков Ю. М. | Психология коммуникаций: Научные монографии | Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Open Office www.openoffice.org/ru/liscence.html Mozila FireFox https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/ Chrome https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |