МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель , Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систему представлений о теоретических подходах, методах психологии культуры.
Привить студентам навыки психологического анализа культурных феноменов и явлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах
ПК-7 Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории и подходы в русле психологии культуры как области научного исследования; роль культурных факторов в процессе становления и самоопределения личности; отличительные черты современной культурной ситуации и её психологические следствия.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять комплексный анализ психологического воздействия разнообразных культурных феноменов на личность и актуальную социальную ситуацию ее развития; создавать благоприятную среду для развития и самоактуализации личности с использованием средств культурного влияния; использовать знания в области психологии культуры для постоянного повышения своей личностной, социальной и профессиональной компетентности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами диагностики психологической составляющей влияния культуры на личность и ее поведение; навыками поиска, отбора и создания культурных артефактов с целью применения в психологической практике; методами развития личностного потенциала субъекта средствами культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология культуры
1.1. Предмет психологии культуры и смежные области гуманитарного знания Лекции 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Психологическое значение культурной символики Практические 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Искусство как фактор развития личности Сам. работа 3 6 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.4. Методы психологии культуры Лекции 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.5. Культура потребления и её психологические следствия Практические 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы психологии культуры Сам. работа 3 6 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.7. Психологические функции и механизмы культуры Лекции 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.8. Психологические аспекты современной виртуальной культуры Практические 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.9. Влияние виртуальной культуры на социализацию личности. Сам. работа 3 6 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.10. Культура повседневности как среда развития личности Практические 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.11. Роль культурного фактора в психологическом развитии и становлении личности Лекции 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.12. Современный культурный плюрализм и проблема личностной идентичности Практические 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.13. Культурные детерминанты психологического здоровья личности Практические 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.14. Психологический анализ культурных феноменов Сам. работа 3 6 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.15. Современные каналы трансляции культурного влияния Лекции 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.16. Культурные артефакты в современной психологической практике Практические 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.17. Методы развития личностного потенциала средствами культуры Практические 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.18. Роль культуры в формировании патологических поведенческих паттернов. Сам. работа 3 6 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Андреев А. Н. Культурология. Личность и культура: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека - http://www.rsl.ru/
Э2 Психологический портал МГУ - http://flogiston.ru/
Э3 Научная электронная библиотека - www.e-library.ru
Э4 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э5 Вопросы психологии – каталог полнотекстовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э6 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э7 Наше наследие – электронный журнал - http://www.rsl.ru/
Э8 Культура культуры – электронный журнал - http://cult-cult.ru/
Э9 Мир науки, культуры, образования – электронный журнал - http://www.uni-altai.ru/nir/scipub/mnko-mag/
Э10 «Артциклопедия» - каталог ссылок на сайты музеев мира - http://www.artcyclopedia.com/museums.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.