МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-политическая система Российской Федерации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Социально-политическая система Российской Федерации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Социально-политическая система Российской Федерации" является изучение главных компонентов политической системы современной России, изучение основных социальных процессов в современной России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
ПК-1 Способность работать с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления
ПК-7 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные направления осуществления федеральной политики. Основные достижения и недостатки в ее реализации
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать нормативно-правовую базу, в рамках которой осуществляется отечественная политика
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть исследовательским инструментарием в изучение особенностей реализации российской политики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формы и концепции государственного устройства
1.1. Базисные функции государства. Формы государственного устройства. Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Формирование политической системы в современной России Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Формирование политической системы в современной России Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Гражданское общество в России
2.1. Особенности гражданского общества в России Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Политические партии и движения современной России.Средства массовой информации в политическом процессе современной России Практические 4 3 Л1.1, Л2.1
2.3. Политические партии и движения современной России.Средства массовой информации в политическом процессе современной России Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Форма правления в России
3.1. Особенности республиканской формы правления в России Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Избирательный процесс в России Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
3.3. Избирательный процесс в России Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Сущность и виды государственной политики в современной России
4.1. Единая государственная политика РФ в социально сфере . Реформирование экономики. Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
4.2. Политика и экономика в современной России: особенности взаимодействия Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
4.3. Политика и экономика в современной России: особенности взаимодействия Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Механизмы разработки государственной политики в Российской Федерации
5.1. Определение и выбор государственных приоритетов. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Этно-религиозная политика в России Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
5.3. Этно-религиозная политика в России Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Идеологии и элиты в России
6.1. Политические элиты в России Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Политические идеологии в современной России Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
6.3. Политические идеологии в современной России Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баранов Н. А. Современная российская политика : учебник для академического бакалавриата / Н. А. Баранов, Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9A05C1F5-987A-4D9D-BB20-E1FC2EB84C7A.
Л1.2 Василенко И. А. Современная российская политика : учебник для магистров / И. А. Василенко.: М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/08D1619C-324C-4A68-8C9F-5969606740E4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент России kremlin.ru
Э2 Государственная Дума www.duma.gov.ru
Э3 Курс в Moodle "Социально-политическая система Российской Федерации" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.