Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "Социально-политическая система Российской Федерации" является изучение главных компонентов политической системы современной России, изучение основных социальных процессов в современной России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-9 | способностью учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов России |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности социально-политической системы и политической культуры в истории России и на современном этапе |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | учитывать при анализе формирования социально-политических систем России факторы, связанные с культурой и менталитетом народов России |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком сравнительного анализа социально-политического устройства народов России с учетом исторического, социально-экономического и политического устройства регионов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Формы и концепции государственного устройства | ||||||
1.1. | Базисные функции государства. Формы государственного устройства. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Формирование политической системы в современной России | Практические | 4 | 1 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Формирование политической системы в современной России | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Гражданское общество в России | ||||||
2.1. | Особенности гражданского общества в России | Лекции | 4 | 1 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Политические партии и движения современной России.Средства массовой информации в политическом процессе современной России | Практические | 4 | 3 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Политические партии и движения современной России.Средства массовой информации в политическом процессе современной России | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Форма правления в России | ||||||
3.1. | Особенности республиканской формы правления в России | Лекции | 4 | 1 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Избирательный процесс в России | Практические | 4 | 4 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Избирательный процесс в России | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Сущность и виды государственной политики в современной России | ||||||
4.1. | Единая государственная политика РФ в социально сфере . Реформирование экономики. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Политика и экономика в современной России: особенности взаимодействия | Практические | 4 | 4 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Политика и экономика в современной России: особенности взаимодействия | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Механизмы разработки государственной политики в Российской Федерации | ||||||
5.1. | Определение и выбор государственных приоритетов. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Этно-религиозная политика в России | Практические | 4 | 4 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Этно-религиозная политика в России | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Идеологии и элиты в России | ||||||
6.1. | Политические элиты в России | Лекции | 4 | 4 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Политические идеологии в современной России | Практические | 4 | 4 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Политические идеологии в современной России | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Баранов Н. А. | Современная российская политика : учебник для академического бакалавриата / Н. А. Баранов, Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/9A05C1F5-987A-4D9D-BB20-E1FC2EB84C7A. |
Л1.2 | Василенко И. А. | Современная российская политика : учебник для магистров / И. А. Василенко.: | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/08D1619C-324C-4A68-8C9F-5969606740E4. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. | ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Президент России | kremlin.ru | ||
Э2 | Государственная Дума | www.duma.gov.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Социально-политическая система Российской Федерации" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекционные занятия Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы: 1. формулировку темы лекции; 2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; 3. изложение вводной части; 4. изложение основной части лекции; 5. краткие выводы по каждому из вопросов; 6. заключение; 7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными. Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя: - изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет"; - изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет. |