Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Профиль | Управление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 77 | 77 | 77 | 77 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н, профессор Дашковский П.К.
1.1. | развернутое вывление особенностей и механизмов региональных социально-экономических процессов, выявление доминант и направлений современного развития регионов России, овладение теоретико-методологическими основами и практическими навыками исследований в данной области |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретико-методологический инструментарий, используемый в современных исследованиях региона; основные направления теоретических и эмпирических исследований, связанных с региональной проблематикой; наиболее распространенные виды сбора, обработки данных и анализа данных по проблемам региональной жизни |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять сбор, обрабатывать и анализировать различного вида социологическую информацию в отдельных областях региональной жизни; правильно оформлять и представлять результаты соответствующих исследований |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | главными подходами и основными методами целостного анализа и прогноза региональных событий, навыками описания, сравнительного анализа и моделирования современных общественных процессов в регионе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Современные проблемы социологии региона | ||||||
1.1. | Социология региона как научная и учебная дисциплина | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Теоретико-методологические основания социологии региона | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Основные элементы региональной системы | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Модель региона России: социологические аспекты построения | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Социально-экономическое развитие региона | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Население и административно-территориальное устройство региона | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Особенности политического процесса в регионе | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.8. | Социокультурный портрет региона | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Конкурентоспособность регионов | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.10. | Региональная экономика и управление | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.11. | Состояние и перспективы развития и жизнеобеспечения Алтайского региона | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.12. | Алтайский регион: специфика экономического положения | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.13. | Динамика и специфика развития социальнополитических процессов в Алтайском регионе | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.14. | Население и административно-территориальное устройство региона | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.15. | Мониторинг состояния и развития региона | Лекции | 2 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
1.16. | Мониторинг состояния и развития региона | Практические | 2 | 1 | ||
1.17. | Проблемы инновационного развития регионов | Лекции | 2 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.18. | Проблемы инновационного развития регионов | Практические | 2 | 2 | ||
1.19. | Имидж региона: опыт исследования и формирования | Сам. работа | 2 | 77 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Холостова Е.И. | Социальная политика: учебник | "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Канаева О.А. | Социальная политика государства и бизнеса: учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Социология региона" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. |