МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью освоения дисциплины история психология является приобретение базовых знаний об истории развития психологической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ПК-12 Владением навыками организации информационного обеспечения решения задач молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать основные этапы развития психологического знания в контексте развития науки и культуры в целом
Знать основные направления и школы психологии, историю их возникновения и развития
Знать о роли истории психологии в решении фундаментальных вопросов общей психологии
основы эффективных и успешных устных и письменных коммуникаций, представленных в теориях истории психологии. Специфику межличностных и межкультурных коммуникаций и ее историческое развитие.
способы организации информационного обеспечения решения задач молодежной политики.
Иметь представление об основных движущих силах развития науки
Иметь представление о специфике методов историко-психологических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.Связывать основные направления и школы психологии, с историей их возникновения и развития
Формулировать роль истории психологии в решении фундаментальных вопросов общей психологии, других гуманитарных наук
Понимать основные движущие силы развития науки
Использовать методы историко-психологических исследований
представление об основных движущих силах развития науки. Специфику методов историко-психологических исследований, способы их применения в своей будущей профессии.
понимать основные движущие силы развития науки, применяя это знание в своей профессии. Использовать методы историко-психологических исследований в контексте работы с молодежью.
реализовать на практике полученные в теории психологии навыки преодоления затруднений в общении. Использовать исторический контекст при анализе проблем современности. Использовать знание истории психологии в контексте своих профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки анализа историко-психологических исследований и применения их в гуманитарных дисциплинах
навыками анализа механизмов исторических процессов в психологии, навыками формирования компонентов гражданской позиции.
навыками анализа историко-психологических исследований и применения их в гуманитарных дисциплинах навыками научного и обоснованного анализа, оценки проблем молодежи, представленных в контексте истории психологии.
навыками анализа, оценки проблем молодежи, представленных в контексте истории психологии в информационной работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2. основы истории психологии
2.1. История психологии как наука Лекции 3 2 ОК-2, ОК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Развитие психологических знаний в рам-ках учения о душе и философское учение о сознании Лекции 3 2 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.3. Выделение психологии в самостоятель-ную науку. Классическая психология со-знания Лекции 3 4 ОК-2, ОК-5 Л1.1, Л2.1
2.4. Психология периода открытого кризиса Лекции 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Развитие психологии в странах Западной Европы и США во второй половине XX века Лекции 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Предмет цели и задачи истории психологии. Принципы историко-психологических исследо-ваний: историзм, презентизм, антикваризм. Основные теории развития науки: кумулятивизм, революционный подход, эволюционный подход. Проблема движущих сил развития науки: экстернализм и интернализм. Периодизация истории психологии в связи с гражданской исто-рией и в соотношении с историей науки. Роль личности в истории Функции истории психоло-гии в современной психологической науке. Методы истории психологии. Категориальный анализ (М.Г. Ярошевский). Практические 3 4 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.7. Представления о душе в мифологии. Функции души. Анимизм. Возникновение философских учений о душе. Психологические учения в ранней грече-ской философии. Натурфилософские учения о душе (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит). Орфико-пифагорейское учение о метемпсихозе. Теория души как гармонии. Пси-хологические идеи в древнегреческой медицине. Практические 3 4 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.8. Предмет цели и задачи истории психологии. Принципы историко-психологических исследо-ваний: историзм, презентизм, антикваризм. Основные теории развития науки: кумулятивизм, революционный подход, эволюционный подход. Проблема движущих сил развития науки: экстернализм и интернализм. Периодизация истории психологии в связи с гражданской исто-рией и в соотношении с историей науки. Роль личности в истории Функции истории психоло-гии в современной психологической науке. Методы истории психологии. Категориальный анализ (М.Г. Ярошевский). Сам. работа 3 36 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.9. Психологические проблемы в учениях софистов и Сократа. Учение Платона о душе. Теория души как формы тела в философии Аристотеля. Психологические учения в эпоху эллинизма: стоицизм, эпикуреизм. Неоплатонизм как последнее психологическое учение античности. Развитие исследований по анатомии и физиологии нервной системы в античности. Га-лен. Практические 3 4 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.10. Особенности средневековой психологии. Взаимодействие психологии и религиозных учений. Психологические учения периода патристики: Августин Аврелий. Психологические учения периода схоластики: Фома Аквинский. Вклад арабоязычных мыслителей в развитие психологического знания: Авиценна. Практические 3 8 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Предмет, метод, задачи истории психологии. Принцип историзма.
2. Основные подходы к анализу исторического развития науки.
3. Периодизация истории психологии.
4. Представления о душе в мифологии. Основные функции понятия души.
5. Основные подходы к пониманию души в античной философии.
6. Учение о душе и психических процессах в античном атомизме.
7. Психологические воззрения Сократа.
8. Психологические аспекты учения о душе в философии Платона.
9. Учение Аристотеля о душе, ее видах и способностях.
10. Учение Аристотеля о видах действий и о характере.
11. Вклад античных врачей в учение о душе. Развитие знаний о физиологических основах психических процессов.
12. Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в поздней античности.
13. Состояние психологического знания в Средние века.
14. Философско-психологическая мысль эпохи Возрождения (XV-XVI вв.). Открытия в об-ласти анатомии и медицины и их значение для развития психологии.
15. Философия Р. Декарта и становление психологии сознания.
16. Учение Р. Декарта о теле. Понятие рефлекса. Психофизиология страстей души.
17. Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б. Спинозы о человеке. Пси-хология аффектов.
18. Учение Дж. Локка о сознании. Происхождение и виды идей.
19. Основные подходы к решению психофизической проблемы в философии XVII в.
20. Становление эмпирической психологии во Франции XVIII в. (Э. Кондильяк, Ж. Ламет-ри, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
21. Становление ассоциативной психологии в XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли).
22. Развитие ассоциативной психологии в XIX в. (Т. Браун, Дж. Милль, Дж. Ст. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер).
23. Развитие психологии в Германии XVIII в. (Х. Вольф, И. Кант). И. Ф. Гербарт как осно-ватель немецкой эмпирической психологии.
24. Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку.
25. Психологическая система В. Вундта. Историческая роль В. Вундта в развитии психоло-гии.
26. Психология акта Ф. Брентано.
27. Структурная психология Э. Титченера.
28. Вюрцбургская школа психологии.
29. Психологическая концепция У. Джемса.
30. Функционализм.
31. Метод интроспекции и его критика.
32. Программа построения психологии И. М. Сеченова. Рефлекторная теория психики.
33. Открытый кризис психологии, его причины и последствия.
34. Бихевиоризм Дж. Уотсона.
35. Направления необихевиоризма.
36. Становление и этапы развития психоанализа З. Фрейда.
37. Аналитическая психология К. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера.
38. Направления неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм).
39. Психологическая концепция французской социологической школы. Проблема социаль-ной детерминации психики.
40. Описательная и понимающая психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).
41. Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия.
42. Основные направления российской психологии начала XX в.
43. Психологические взгляды Г. И. Челпанова, его роль в развитии психологии в России.
44. Эволюция психологических взглядов В. М. Бехтерева. Рефлексология.
45. Реактология К. Н. Корнилова.
46. Этапы развития научных взглядов Л. С. Выготского. Культурно-историческая психоло-гия.
47. Психологическая концепция С. Л. Рубинштейна.
48. Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева.
49. Психологическая концепция П. Я. Гальперина.
50. Психология установки Д. Н. Узнадзе.
51. Санкт-Петербургская научная школа: А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев.
52. Важнейшие направления мировой психологии второй половины XX в. (когнитивная психология, гуманистическая психология).


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефеатов
Становление и этапы развития психоанализа З. Фрейда.
Аналитическая психология К. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера.
Направления неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм).
Психологическая концепция французской социологической школы. Проблема социаль-ной детерминации психики.
Описательная и понимающая психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).
Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия.
42. Основные направления российской психологии начала XX в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин Г.Л. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Багадирова С. К., Леонтьева А. В. История психологии: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.