МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к. к.иск., доцент, Комарова О.С.

Рецензент(ы):
док. иск., декан, Нехвядович Л. И.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, доцент Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, доцент Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – познакомить студентов с историей этикета, его структурой, основными правилами и принципами.
Задачами курса являются:
-формирование у студентов уважения к нормам коллективной жизни,
-воспитание гражданственности, патриотизма, гуманизма, корпоративности,
-приобщение к духовно-нравственным ценностям общечеловеческой культуры,
-гармонизация личностного развития студентов классического университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: Способен планировать проектную деятельность, организовывать проектирование и прототипирование информационного ресурса.
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основополагающие нормы этики, морали,нравственности,эстетики;
- правила поведения в обществе;
- основные принципы этикета;
- общее и различное в нормах этикета России и зарубежных стран;
- основы делового этикета.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять основные исторические этапы формирования и развития этикета;
- уметь применять на практике знание этикета;
- уметь пользоваться понятийным аппаратом.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- иметь навыки корпоративного взаимодействия;
- владения грамотной профессиональной речью;
- самостоятельного самосовершенствования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика основных проблем дисциплины "Основы современного этикета"
1.1. Актуальность, предмет и задачи курса «Основы этикеты». Обзор источников и литературы. Лекции 7 6 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Аналитическая работа с источниками: "История этикета. Сложение этикетных норм" Сам. работа 7 10 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. История этикета. Сложение этикетных норм Практические 7 0 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Этикет общения
2.1. Понятие этикета общения. Приветствие, как знак вежливости. Представление. Порядок представлений и знакомств. Обращения Лекции 7 10 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Этикет общения в университете. Отношения администрация университета-студент, перподаватель-студент, студент-студент. (Изучение материала вынесеного в самостоятельную работу студента) Сам. работа 7 0 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Этикет общения в университете. Отношения администрация университета-студент, перподаватель-студент, студент-студент. Практические 7 8 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Подготовка эссе: "Проблема отклонений от культуры речи" Сам. работа 7 15 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
2.5. Аналитическая работа с источниками: "Гостевой этикет: разновидности приемов, правила поведения за столом" (Изучение материала вынесеного в самостоятельную работу студента) Сам. работа 7 15 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
2.6. Работа с лекционным материалом: "Правила для говорящего. Правила для слушающего" Сам. работа 7 30 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Особенности невербальной формы этикета
3.1. Роль невербальных средств в общении. Работа с лекционным материалом: "Проблема соответствия внешнего и внутреннего состояния человека" Практические 7 8 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Работа с лекционным материалом: "Имидж и его составляющие" Сам. работа 7 10 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Подготовка эссе: "Психология моды, как важной составляющей делового имиджа" Сам. работа 7 4 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
3.4. Подготовка эссе: "Культура одежды делового мужчины. Культура одежды деловой женщины" Сам. работа 7 0 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Корпоративный этикет и культура делового общения
4.1. Конфликты. Виды конфликтов. Способы решения конфликтных ситуаций. Причины деловых конфликтов. Лекции 7 2 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Причины деловых конфликтов и выход из стрессовой ситуации. (Изучение материала вынесеного в самостоятельную работу студента) Сам. работа 7 4 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
4.3. Подготовка эссе: "Этикет установления контакта. Речевой этикет делового разговора" Практические 7 2 УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
4.4. Подготовка и проведение деловых переговоров. (Изучение материала вынесеного в самостоятельную работу студента) Сам. работа 7 23 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
4.5. Подготовка и проведение презентации. Сам. работа 7 6 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
4.6. Экзамен 7 27 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. ФОСы в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОСы в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОСы в приложении к РПД
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавриненко В.Н. Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 https://biblio-online.ru/book/DA872F5E-8603-4323-BAB9-32B694FE5ED1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Современный этикет: учебное пособие Дашков и К // ЭБС "Лань", 2017 https://e.lanbook.com/book/93482
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine http://www.biblioclub.ru/
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 Этикет в современном мире www.etiquette.ru
Э4 Правила этикета в Европе www.womakineurope.com
Э5 Определение этикета www.glossary.ru
Э6 Невербальное общение www.nonverbal.freest.org
Э7 Деловой этикет http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002744
Э8 Курс в Moodle "Профессиональная этика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6651
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.