МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
канд.искусствоведения, доцент, Комарова О.С.

Рецензент(ы):
канд.искусствоведения, Доцент, Шелюгина О.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 06.04.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
докт.искусствоведения Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 06.04.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой докт.искусствоведения Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – совершенствование профессиональных компетенций в области профессиональной и цифровой этики.

Задачами курса являются:
-закрепление представлений о базовых понятиях этики, морали, нравственности;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям общечеловеческой культуры;
-воспитание гражданственности, патриотизма, гуманизма, корпоративности;
-формирование понимания особенностей профессиональной этики в рамках избранной профессиональной сферы;
-погружение в специфику цифровой этики и цифрового этикета как основы профессиональной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПК-2 Способен планировать проектную деятельность, организовывать проектирование и прототипирование информационного ресурса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основополагающие нормы этики, морали, нравственности;
- основные этапы развития этических представлений;
- специфику профессиональной и корпоративной этики в избранной профессиональной сфере;
- основы цифровой этики и этикета.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оперировать треминами и понятиями этики как науки о морали и нравленности;
- ориентироваться в этапах исторического развития этических представлений;
- выявлять специфику профессиональной коммуникации в избранной профессиональной сфере;
- вести диалог в устной и письменной форме с представителями профессионального сообщества.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками профессиональной и корпоративной коммуникации;
- навыками делового и неформального общения в цифровой среде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Знакомство с программой курса, требованиями, обзор источников и литературы. Лекции 7 1 УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Этика, мораль, нравственность: происхождение и сущность понятий. Этикет и его виды. Лекции 7 1 УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Основные этапы формирования этических представлений Лекции 7 2 УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Этические представления в трудах ученых и художественных произведениях Практические 7 4 УК-5, УК-3 Л1.3
1.5. Этические ценности. Эссе. Сам. работа 7 10 УК-5, УК-3 Л1.2
1.6. Этические ценности в афоризмах Сам. работа 7 10 УК-5, УК-3 Л1.2
1.7. Тест по результатам освоения первого раздела курса Сам. работа 7 6 УК-5, УК-3 Л1.2
Раздел 2. Профессиональная этика как основа профессиональной коммуникации
2.1. Профессиональная этика: понятие, виды, нормы, принципы. Особенности корпоративной этики. Лекции 7 2 УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. "Правила внутреннего распорядка АлтГУ" как документ, регулирующих отношения в университете Сам. работа 7 4 УК-3 Л1.2
2.3. Этикет общения в университете. Отношения администрация университета-студент, перподаватель-студент, студент-студент. Практические 7 2 УК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Специфика профессиональной этики представителей разных профессиональных областей Практические 7 2 УК-5, УК-3 Л1.2
2.5. Специфика профессиональной этики представителей разных профессиональных областей Сам. работа 7 10 УК-3 Л1.2
Раздел 3. Цифровая этика как основа делового и неформального общения
3.1. Цифровая этика и этикет общения в цифровой среде Лекции 7 2 УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Специфика коммуникации в цифровой среде Сам. работа 7 12 УК-5, УК-3 Л1.3, Л1.2
3.3. Цифровой этикет делового общения Лекции 7 2 УК-3 Л1.3, Л1.2
3.4. Этикет деловой переписки Сам. работа 7 12 УК-3 Л1.2
3.5. Цифровой этикет неформального общения Лекции 7 2 УК-3 Л1.3, Л1.2
3.6. Этикет неформального общения Сам. работа 7 12 УК-3 Л1.2
3.7. Цифровая репутация Лекции 7 2 УК-3 Л2.1, Л1.1
3.8. Цифровая репутация: эссе Сам. работа 7 4 УК-3 Л2.1, Л1.1
3.9. Цифровая репутация компании: подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 7 6 УК-3 Л2.1, Л1.1
3.10. Цифровая репутация компании Практические 7 4 УК-3 Л1.2
Раздел 4. Профессиональная этика в избранной профессиональной сфере
4.1. Профессиональная этика в цифровом дизайне Лекции 7 4 ПК-2, УК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Профессиональная этика в цифровом дизайне Сам. работа 7 12 ПК-2, УК-3 Л2.1, Л1.1
4.3. Профессиональная этика в цифровом дизайне Практические 7 6 ПК-2, УК-3 Л2.1, Л1.1
4.4. Итоговый тест по курсу Сам. работа 7 7 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
4.5. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 7 12 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1
4.6. Экзамен 7 27 ПК-2, УК-5, УК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОСы в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОСы в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОСы в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавриненко В.Н. Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гонтарь, О. П. Профессиональная этика: Учебное пособие Красноярск : СФУ, 2019 e.lanbook.com
Л1.3 Чекушкина, Е. Н. Профессиональная этика: учебно-методическое пособие Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Современный этикет: учебное пособие Дашков и К // ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э3 Этикет в современном мире www.etiquette.ru
Э4 Правила этикета в Европе www.womakineurope.com
Э5 Определение этикета www.glossary.ru
Э6 Невербальное общение www.nonverbal.freest.org
Э7 Деловой этикет www.ippnou.ru
Э8 Курс в Moodle "Профессиональная этика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария;
- подготовку презентаций и выступлениям на семинарских занятиях;
- выполнение практических заданий по проблематике курса.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.