МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристические ресурсы России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 20 20 26 26 46 46
Сам. работа 72 72 39 39 111 111
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, В.Н. Ильин

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент , Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Туристические ресурсы России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знания об основных понятиях в области туристских ресурсов и классификации их, выяснение сущности туристских ресурсов, выяснение их обенностей на терриории России

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, микрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-3 Способностью организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, владением навыками работы в профессиональных коллективах, обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах деятельности
ПК-6 Способен участвовать в формировании, разработке и продвижении регионального бренда и имиджа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность и содержание категории «туристские ресурсы», роль и значение туристских ресурсов в формировании и развитии туристского производства, структуру и особенности туристских ресурсов основных регионов России
3.2.Уметь:
3.2.1.ясно излагать и аргументировать собственную точку зрения;реализовывать полученные знания на практике;давать оценку возможностям различных регионов с точки зрения обеспеченности и привлекательности туристских ресурсов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.междисциплинарными методами исследования и умеет их применять в анализе потенциала с историко-культурной сферы в туристическом сегменте страны; культурой научного мышления, базирующейся на системных представлениях об обществе и природе; основными навыками экспозиционного проектирования; навыками разработки экономического обоснования туристических маршрутов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия турестической деятельности
1.1. Понятие, содержание и история возникновения туристских ресурсов. Туристские ресурсы как фактор мотивации к путешествию Лекции 5 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Туристические ресурсы как фактор мотивации Практические 5 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Туристические ресурсы как фактор мотивации Сам. работа 5 12 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Экономико-географическое положение страны как условие развития современного туризма Лекции 5 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Экономико-географическое положение страны как условие развития современного туризма Практические 5 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.6. Экономико-географическое положение страны как условие развития современного туризма Сам. работа 5 18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.7. Природно-климатические особенности страны как вид туристских ресурсов Лекции 5 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.8. Природно-климатические особенности страны как вид туристских ресурсов Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.9. Природно-климатические особенности страны как вид туристских ресурсов Сам. работа 5 22 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.10. Демографические факторы, влияющие на развитие туризма Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.11. Демографические факторы, влияющие на развитие туризма Практические 5 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.12. Демографические факторы, влияющие на развитие туризма Сам. работа 5 20 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Турестические ресурсы России
2.1. Туристилческие ресурсы Европейской части России Лекции 6 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Туристилческие ресурсы Европейской части России Практические 6 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Туристилческие ресурсы Европейской части России Сам. работа 6 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Юг России, как туристический регион России Лекции 6 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Юг России, как туристический регион России Практические 6 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Юг России, как туристический регион России Сам. работа 6 13 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Северокавказский регион в туристической системи Российской Федерации Лекции 6 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.8. Северокавказский регион в туристической системи Российской Федерации Практические 6 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.9. Северокавказский регион в туристической системи Российской Федерации Сам. работа 6 10 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.10. Сибирский Федеральный округ в туристической системе России Лекции 6 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.11. Сибирский Федеральный округ в туристической системе России Практические 6 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.12. Сибирский Федеральный округ в туристической системе России Сам. работа 6 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.13. Развитие туризма на Урале Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.14. Развитие туризма на Урале Сам. работа 6 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.15. Дальневосточный регион, в системе российского туризма Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.16. Дальневосточный регион, в системе российского туризма Сам. работа 6 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.17. /Экзамен/ Экзамен 6 27 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету и экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Морозов М. А., Морозова Н. С. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА 5-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Сущинская М. Д. Культурный туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования: Юрайт, 2019 urait.ru
Л1.3 Боголюбов В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. — 2-е изд., испр. и доп. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/01E710EA-FFDA-4DDA-B8F6-C3CEFAE3B85E.
Л1.4 Колодий, Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте : учебное пособие для магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чудновский А.Д., Жукова М.А. Информационные технологии управления в туризме: учеб. пособие М.: КноРус, 2007
Л2.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральое агенство по туризму www.russiatourism.ru
Э2 Курс в Moodle "Туристические ресурсы России" на едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии.
При самостоятельной работе учащиеся осваивают навыки умения ясно излагать и аргументировать собственную точку зрения; реализовывать полученные знания на практике;давать оценку возможностям различных регионов с точки зрения обеспеченности и привлекательности туристских ресурсов
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. На практических занятиях учащиеся осваивают навыки владения междисциплинарными методами исследований, и уметь применять их в анализе современной историко-культурной проблематики; основными навыками экспозиционного проектирования
На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя.Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. На лекции учащиеся узнают сущность и содержание категории «туристские ресурсы», роль и значение туристских ресурсов в формировании и развитии туристского производства, структуру и особенности туристских ресурсов основных регионов России